– В период кризиса отели сильно потеряли в доходах. А сейчас туристы вернулись в Петербург?
– Поток туристов, действительно, восстанавливается. Во всяком случае, достижение докризисных показателей уже близко. С этим серьезных проблем нет, тем более что за последние годы мы привыкли жить «на минимуме». Но в отельном бизнесе существуют другие, более глобальные проблемы общеэкономического характера. Главная из них – рост налога на заработную плату.
Вот смотрите: в крупных отелях, от 60 номеров и выше, доля заработной платы в себестоимости составляла 38-45%, в зависимости от типа отеля, объема сопутствующих услуг и т. д. У отелей с меньшим номерным фондом эта цифра могла доходить до 60%. После повышение налога (с 26 до 34%, а для тех, кто работал по «упрощенке» – еще больше, с 14 до 34%) у крупных гостиниц расходы на зарплату выросли в абсолютном выражении на 8-9%, а у малых – аж на 20%.
Далее, с 2011 года мы вышли на свободный (нерегулируемый) рынок электроэнергии, что уже привело к росту цен. В Петербурге это не так заметно, а, например, в Волгограде поставщики электроэнергии одномоментно подняли цены в два раза. Между тем в отельном бизнесе электричество – важная статья расходов.
При этом Петроэлектросбыт отказывается заключать с нами договоры, если мы в начале года не внесем депозит на 300 тыс. руб. – для подстраховки, на случай, если гостиница вдруг не сможет какое-то время платить за электроэнергию. То есть фактически мы их беспроцентно кредитуем, да еще и в самый низкий для нас сезон.
Все это существенно влияет на рентабельность. Если три года назад она была в районе 30%, то теперь у многих отелей упала до 12-13%.
– Да, но в Европе рентабельность отельного бизнеса примерно такая же…
– Согласен, зато там другие проценты по кредитам. У меня недавно итальянские коллеги поинтересовались, почему в Петербурге за номер в отеле уровня «3 звезды» просят 120 евро, тогда как в Италии такой же стоит 60. Тогда я спросил: какие у вас проценты по кредитам и на какой срок они выдаются? Они говорят – 3% на 15 лет. А у нас, говорю, наоборот, 15% на 3 года. Все вопросы сразу отпали.
Сейчас относительно неплохо живется тем отелям, которые открылись несколько лет назад. Они, как правило, уже рассчитались по кредитам, и в то же время дорогостоящий ремонт им пока не требуется. Все остальные в довольно тяжелом положении.
– Кто может помочь в этой ситуации? Государство?
– За рубежом именно так и происходит. В самый разгар кризиса я был в Чехии, мы выбирали отель для покупки. Посмотрев финансовую документацию гостиницы, я был удивлен: в первом полугодии 2009 года доходы у них упали на 20%, за счет уменьшения турпотока и необходимости снижать цены. Но и расходы одновременно сократились на 18%. То есть размер прибыли фактически упал всего на 2%. Оказывается, на период кризиса государство уменьшило им НДС с 20 до 7%, а заодно заморозило коммунальные платежи.
Поэтому когда чиновники говорят нам: давайте сделаем цены как в Европе, мы отвечаем: хорошо, но и вы нам обеспечьте приемлемые условия. Давайте пойдем навстречу друг другу.
– То есть необходимо более гибко регулировать гостиничный рынок, так?
– Совершенно верно. В связи с этим давайте рассмотрим еще одну проблему – звездность. За рубежом к этому подходят достаточно гибко – когда вам присваивают то или иное количество звезд, к ним прилагаются определенный набор льгот и ограничений.
Например, в Италии чем больше звезд, тем выше налог. Причем его сумма зависит не от реальных доходов гостиницы, а от постоянных характеристик – количества номеров и т. д. Поэтому там выгодно строить отели уровня «3 звезды» – пусть вы будете продавать номера на 20% дешевле, чем замахиваться на «4 звезды» и платить повышенный налог.
В Греции гибко подходят к регулированию рынка. Если вы строите трехзвездочный отель в том районе, где он, по мнению властей, необходим, вам компенсируют часть затрат по кредиту, предоставят гарантии, льготы. В результате вам прощают около 30% кредита. Но сделаете шаг в сторону (например, установите цены четырехзвездочного) – все льготы отнимут, еще должны останетесь.
У нас такого регулирования нет. И вот что из этого получается: стоимость строительства здания почти одинаковая – будет ли это «3 звезды» или «5 звезд», разве что отделка более высокого уровня стоит примерно на 20% дороже. Зато цена номера может отличаться в два раза. Инвесторы прекрасно понимают, что в городе не хватает отелей уровня «3 звезды», но они рассуждают так: мы строим «4 звезды», попробуем продавать номера за 8 тыс. руб. в сутки. Не получится, сделаем скидку, зато какой рекламный ход: «Четыре звезды по цене трех!». В итоге этой зимой, например, один из новых четырехзвездочных отелей продавал номера за 2 тыс. руб. в сутки. Клиентам это, может быть, и хорошо – получить дополнительный сервис за те же деньги. Но реальные отели класса «3 звезды» оказываются в проигрыше, так как им приходится конкурировать в одной ценовой нише с гостиницами заведомо более высокого качества. Необходимо создавать механизмы гибкого регулирования, чтобы таких накладок не возникало.
– Что же, выходит, государство у нас ничего не делает для развития гостиничного бизнеса?
– На уровне города, петербургского правительства, все вопросы решаются достаточно оперативно. Например, наш город был первым, где ввели электронную систему учета туристов. Это было сделано с подачи Российской гостиничной ассоциации Российского союза туриндустрии. Мы придумали, как можно, не меняя федерального законодательства, решить данную проблему. Город согласился с нами, дальше чиновники сами стали «пробивать» новую систему через Прокуратуру, ФСБ, другие службы. Сейчас электронный учет успешно действует, мы только платим абонентскую плату за пользование системой.
Также город пошел навстречу туристическому сообществу и нашел возможность инициировать изменения в законодательстве, которые обеспечили безвизовое пребывание в Петербурге в течение 72 часов для пассажиров круизных лайнеров и паромов. По малым отелям был разработан отдельный закон, но, как оказалось, он «уперся» в нормы федерального законодательства. В ближайшее время планируется подготовить предложения от города по изменению норм на федеральном уровне. И таких подвижек достаточно много.
Но когда мы переходим на более высокий уровень по вертикали, там проблемы решаются не так просто. В апреле прошлого года я участвовал во встрече с тогда еще секретарем президиума генсовета Единой России Вячеславом Володиным – это было как раз перед введением повышенного налога на заработную плату. Мы подготовили бумагу, в которой обосновали необходимость предоставления льгот участникам рынка гостиничных услуг. Такие льготы, например, получили IT-компании, у которых заработная плата составляет в себестоимости до 80%. У нас, конечно, эта доля поменьше, 40-60%, но это тоже большая цифра. Тем более надо понимать: чем лучше работает IT-компания, тем меньше у нее персонала должно быть, а в гостиничном бизнесе мы никуда не денемся от горничных и портье. В этом смысле мы социально более ответственны. Тем не менее, льгот мы не получили.
Вячеслав Володин ответил, что прекрасно понимает нашу проблему, но, чтобы он мог отнести нашу бумагу в Минфин или Минэкономразвития, ему придется сверху приложить еще одну, где будет написано, чем замещать выпадающие доходы бюджета, сверстанного на три года вперед.
В настоящий момент никто не думает, что увеличение налога на зарплату либо снизит количество работающих, либо спровоцирует уход в тень ряда предприятий. В итоге общую сумму налога, вероятно, недоберут, даже по сравнению с показателями прошлого года.
– Когда расходы растут, единственная надежда на увеличение доходной части – надо привлекать в город еще больше туристов…
– Резкого роста туристического потока пока не ожидается. Как я уже говорил, мы приблизились к докризисным показателям, но все равно среднегодовая заполняемость отелей в Петербурге – примерно 60%. Этого мало.
– Почему? Из-за ярко выраженной сезонности?
– Сезонный фактор, безусловно, оказывает свое влияние. Я, например, не понимаю, почему все крупные деловые мероприятия надо привязывать к периоду белых ночей. Ну, хорошо, для Петербургского международного экономического форума это подходящее время. Но зачем, например, проводить буквально накануне Международный банковский конгресс? Я там был, и, поверьте, банкирам без разницы, какая погода за окном – они все равно не выходят на улицу. Почему бы не организовать это мероприятие, скажем, в октябре? Ведь выходит, что пока длятся белые ночи, в городе негде остановиться, а в другое время отели испытывают нехватку туристов.
Но есть и другие факторы, снижающие количество туристов. Например, большие сложности с оформлением визы. Поверьте, те, кто мечтал побывать именно в Петербурге, мечтал увидеть именно Эрмитаж, давно сделали это. Сейчас туристы рассматривают Северную столицу наряду с другими вариантами путешествия. Зачем они будут сидеть и гадать две недели – дадут им визу или нет, если можно без всякой визы поехать в Украину. Для европейца это – то же самое, что и Россия, даже еще лучше – Киевская Русь с куполами, древними храмами…
Еще Петербургу не хватает интертеймента, развлечений. Конечно, наш город – культурная столица. Но куда, скажите, пойдет турист, побывав в Эрмитаже? Другие музеи разбросаны по всему городу, развлекательные объекты все на окраинах, а по дорогам не проехать из-за пробок. Остается бродить вдоль рек и каналов, либо сидеть в ресторане.
– Да, сложен отельный бизнес. Что же толкает инвесторов вкладывать деньги в новые гостиницы?
– Но ведь этот бизнес нельзя назвать убыточным – пусть там не все так просто. Тем более, иностранные сети строят отели в Петербурге, имея доступ к более дешевому финансовому ресурсу. Российским инвесторам труднее, но для них зачастую владение отелем – фактор престижа. Одно дело, когда у вас есть суперприбыльный магазин по продаже мяса, вы туда не поведете друзей-бизнесменов, не проведете там переговоры. А пригласить их в собственный отель, предложить услуги СПА, ужин в ресторане – совсем другое дело. Отельный бизнес – это красиво.