Насколько активно профессионалы рынка недвижимости пользуются возможностями социальных сетей? Как именно они продвигают там свои услуги? И насколько доверяют этому источнику информации сами потребители? Эти и другие вопросы были заданы в ходе анкетирования профессиональным участникам (в основном это риэлторы) и посетителям выставки-семинара «Жилищный проект». Мероприятие состоялось 21 апреля, его организаторы – Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга и «Бюллетень Недвижимости». Всего было опрошено около 1000 респондентов, из них 800 – население и 200 –профессиональные участники «Жилпроекта».
Кто там?
Прежде всего, организаторы опроса решили узнать, являются ли участники «Жилпроекта» активными пользователями интернета. Как выяснилось, среди профессионалов 91,3% пользуются им практически ежедневно. Большинство (43%) выходят в сеть на работе – в офисе агентства, 33,8% – дома на стационарном компьютере, 23,2% пользуются личным ноутбуком.
Профессионалы ходят в интернет с разными целями: 26,1% – чтобы рекламировать там объекты недвижимости; 22,9% – в поисках объектов для своих клиентов. Еще 20% изучают в интернете статистику, ситуацию на рынке недвижимости. Чуть более 17% используют данные из сети для аналоговой оценки объектов, а 9,9% – изучают правовую базу рынка недвижимости.
Потенциальные клиенты используют интернет тоже довольно активно, хотя, конечно, реже, чем профессионалы. Так, 25,4% опрошенных горожан посещают глобальную сеть ежедневно, 17,8% – два-три раза в неделю, 16,5% – не чаще раза в неделю (добавим, что среди опрошенных горожан 65,3% находятся в возрасте 25-55 лет, а 23,4% – до 25 лет, то есть примерно 90% респондентов можно отнести к активной интернет-аудитории).
Каких целей хотят достичь пользователи? Почти 26% изучают цены и ситуацию на рынке недвижимости, 19,5% собирают информацию о компаниях, еще 12,4% оценивают в интернете свой объект недвижимости, сравнивая его с аналогами. Информацию об ипотечных программах ищут 12,1% респондентов. Поиск альтернативного объекта (встречная покупка) – цель 11,5% пользователей. И, наконец, 7,4% опрошенных рекламируют с помощью интернета свои объекты недвижимости.
Одной сетью – не ловля
В интернете, действительно, много полезной информации, но всегда существует риск в ней утонуть, затеряться. Поэтому и профессионалы, и потребители отдают предпочтение, во-первых, широко известным площадкам, а во-вторых, тем, где информация лучше всего структурирована – по темам, интересам. Обоим критериям отвечают социальные сети.
Как показал опрос, из профессионалов в таких сетях зарегистрированы 75,4%. Чуть больше 36,1% активно пользуются социальными сетями в профессиональных целях, 42,3% делают это нечасто, для них это – вспомогательный ресурс. Большинство опрошенных отдает предпочтение «вКонтакте» (51,9%), на втором месте по популярности Facebook (13,6%), немного отстает (13%) «Мой Мир» (mail.ru), далее следуют «Однокласcники» (9,7%) и «Живой Журнал» (LiveJournal.com) – 3,9%. Причем выяснилось, что около 42% респондентов зарегистрированы только в одной из сетей, 19,8% используют возможности двух и только 13,5% являются участниками трех и более проектов.
Среди горожан, участников опроса, в соцсетях зарегистрированы 73,8%. На первом месте у них тоже «вКонтакте» (38,8%), но дальше приоритеты иные: 19,8% сидят в «Одноклассниках», 18,4% – в «Мой Мир», 10,4% предпочитают Facebook, 4,4% – «Мой Круг» (ya.ru) и только 2,4% – «Живой Журнал». Большинство клиентов рынка тоже однолюбы: 35,7% пользуются только одной сетью, 17,6% – двумя, 10,4% – тремя, 9,8% – четырьмя и более.
«Это упущение, если профессионал использует для продвижения себя и своих услуг лишь одну или две сети. Аудитория каждой из них обладает уникальными особенностями, а функциональность дает разные возможности для поиска потенциальных клиентов», – говорит Георгий Агафонов, руководитель проекта Недвижимость@Mail.ru.
Он также отмечает, что пока основой развития социальных сетей является развлекательная составляющая, но в перспективе 2-3 лет они могут стать внушительным и крайне эффективным инструментом для продаж и делового общения, в том числе – недвижимости.
Неуправляемые
Согласно результатам опроса, почти 40% профессионалов полагают, что продвижение в социальных сетях эффективно, остальные в этом пока сомневаются. Но, по-видимому, причина не в недоверии к самому инструменту, а в неумении с ним работать. Тем более, те же 60% отметили в другой графе, что развитие данного направления перспективно, за продвижением рекламы, услуг и объектов в социальных сетях, по их мнению, большое будущее.
«Действительно, реклама в социальных сетях – тема малоизученная, все хотят управлять ими, но никто не знает – как. Ведь такая сеть, по сути, сарафанное радио, где информация распространяется от человека к человеку. Этим процессом очень сложно управлять», – говорит Сергей Бобашев, главный аналитик Группы компаний «Бюллетень Недвижимости».
Поэтому для риэлтора, по его словам, сегодня оптимальный вариант – формировать с помощью социальных сетей собственный имидж, расширять сферу влияния. «Для этого можно создать тематическую группу, где можно проводить бесплатные консультации, выкладывать полезные материалы, высказывать мнение о важнейших событиях на рынке. Это, безусловно, увеличит доверие к специалисту, обеспечит ему приток новых клиентов», – говорит Бобашев.
Участники опроса в целом согласны с такой точкой зрения. На вопрос, какой вид рекламы в социальных сетях вы находите наиболее эффективным, почти 40% ответили: ведение группы конкретной компании, привлечение в нее пользователей, размещение информации. Свыше 30% тоже считают, что привлекать клиента надо интересными сведениями, но для этого, по их мнению, вполне можно участвовать в группах, темах других участников рынка. В то же время около 17,7% респондентов возлагают надежды только на медийную рекламу (баннеры), а 10,7% – на платные объявления, тематически привязанные к запросам интернет-пользователя.
А чего же ищут в социальных сетях сами клиенты? Как выяснилось, 49% – информацию общего свойства, 30,1% – конкретные предложения, 14,9% – и то, и другое, а еще 6% собирают необходимые данные об участниках рынка. Так что реклама объектов вполне успешно может сочетаться с консультированием и общением в группах (правда, только 22,8% пользователей вполне доверяют информации, полученной через соцсети, и почти 50% всегда перепроверяют сведения через сайт/звонок). Но для первичного привлечения клиентов приоритетна все-таки информационная составляющая. Из результатов анкетирования стало ясно, что почти 78% потребителей, заходя в тематическую группу, смотрят сначала на наличие конкретной, полезной, информации и только потом озадачиваются выбором объекта.
В любом случае, риэлтор, выходящий в социальную сеть, должен понимать, что действовать нужно очень тонко и умело. «Успешно продвигать свои услуги в социальных сетях могут особо одаренные, так как быть отвергнутым сообществом и даже оказаться «забаненными» администрацией сети – очень просто. Этот вид продвижения не для всех и каждого, а для небольшого процента участников рынка недвижимости. Стать заметными в сетях и получать оттуда стабильный клиентский трафик удается немногим», – считает Игорь Червяков, руководитель проекта NERS.ru.
По словам Андрея Доброго, руководителя портала недвижимости Restate.ru, риэлторы (как, впрочем, и застройщики, а также другие компании) могут эффективно использовать социальные сети для работы с уже имеющейся у них клиентской аудиторией. Например, делиться с клиентами внутри групп свежей информацией, новыми предложениями, оперативно отвечать на вопросы. Такая работа должна приносить свои плоды – благодарные люди расскажут о продвинутом агенте своим друзьям, знакомым. Что же касается поиска новых клиентов напрямую, через попытку связаться с незнакомыми пользователями, то Андрей Добрый также считает подобную политику малоэффективной.
Следующее анкетирование профессиональных участников и посетителей выставки-семинара «Жилищный проект» состоится 2 июня 2011 года. Мероприятие пройдет в театре «Балтийский дом» (станция метро «Горьковская»). Подробности можно узнать на сайте www.gilproekt.ru.