Как сообщил БН.ру председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ) Смольного Валерий Калугин, кампанию по инвентаризации внутриквартальных зеленых зон планируется запустить в мае, до сих пор к работам не приступали из-за погодных условий.
«Пока лежал снег, мы готовились: создали рабочие графики, разработали маршруты, расписали ответственных, продумали технологию инвентаризации», - пояснил Валерий Калугин.
По его словам, утвердить итоги инвентаризации и передать перечни внутриквартальных скверов муниципалам планируется лишь к ноябрю 2011 года, с тем, чтобы в 2012 году они взяли их на баланс и, получив финансирование, начали ухаживать за ними и развивать эти территории. На 2011 год финансирования муниципалов по данной строке бюджета не предусмотрено.
Напомним, что принятый летом прошлого года закон «О зеленых насаждениях Санкт-Петербурга» поделил зеленый фонд города на несколько категорий: территории зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), внутриквартального озеленения, ограниченного пользования и т.д. В соответствии с этой дифференциаций, а также в целях устранения «технических ошибок», власти скорректировали перечень территорий ЗНОП – их общая площадь уменьшилась примерно на треть — до 4,7 тыс га. Под охрану муниципалов ушло примерно 800 га внутриквартальных скверов – эти адреса депутаты сумели зафиксировать отдельным перечнем.
За минувший с той поры год подвижек не случилось: новые полномочия органов муниципалитетов финансированием не подкрепили, а инвентаризацию внутриквартальных территорий земельный комитет запускает лишь сейчас. Согласно постановлению правительства Петербурга при КЗРиЗ образована городская рабочая группа, которая будет курировать вопросы корректировки перечня территорий ЗНОП, а также утверждать перечни территорий внутриквартального озеленения. В нее войдут представители всех профильных комитетов Смольного. На днях парламент делегировал в рабочую группу председателя комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству Сергея Никешина. Интересы общественников в рабочей группе будет представлять директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов – это итог специальных договоренностей градозащитников с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко.
Альтернативные прогулки
Главной интригой грядущей «скверной» работы будут попытки легализации выявленных в ходе народной инвентаризации зеленых зон Петербурга. Альтернативную ревизию ЭКОМ ведет с 2010 года: волонтеры из числа жителей района сами обходят территорию, чтобы выявить и зарегистрировать неучтенные законами скверы. На сегодня полностью обработаны материалы по трем районам – Калининскому, Василеостровскому и Приморскому, завершается работа по Адмиралтейскому району. По предварительным оценкам, народная инвентаризация способна увеличить число зеленых территорий городского уровня в 1,5 раза, а внутриквартальных скверов – в 3-4 раза.
Например, площадь зеленых насаждений в Приморском районе может вырасти почти на 630 га. Добровольцы выявили 98 «новых» участков зеленых насаждений общего пользования, 333 внутриквартальных сквера, а также 10 территорий зеленых насаждений ограниченного пользования. Около 280 га насаждений, в том числе 405 муниципальных сквера и под сотню адресов ЗНОП, волонтеры нашли в Калининском районе. Даже на небогатом на зелень Васильевском острове обнаружилось 144 неучтенных участка ЗНОП и также 199 внутриквартальных скверов общей площадью 47,2 га.
По словам Александра Карпова, на сегодня в работе у добровольцев все районы Петербурга, за исключением пригородных. До конца этого года народную инвентаризацию планируется завершить. Директор ЭКОМ также надеется, что о своих новых полномочиях наконец вспомнят муниципалы и примут самое активное участие в заявленной земельным комитетом инвентаризации. Весь прошедший год внутриквартальные скверы были без защиты — их вычеркнули из закона о ЗНОП и не передали под крыло муниципалитетов. Не исключено, что за это время зелень могла понести потери – ее могли пощипать под автостоянки, павильоны или даже капитальные объекты строительства.
Новый передел
Глава КЗРЗ Валерий Калугин подтверждает, что в предстоящей работе специалисты комитета намерены учесть итоги альтернативной инвентаризации, проводимой ЭКОМ. «Мы, безусловно, возьмем их материалы и будем использовать в своей работе, итоговый документ без участия общественности принимать не будем. Опыт взаимодействия по вопросам, связанным с зеленым насаждениям, показал, что работать можно и нужно вместе», — подчеркнул Калугин. По его словам, итоговый перечень всех внутриквартальных зеленых насаждений будет утверждаться на уровне правительства Петербурга.
Попутно городская рабочая группа будет готовить и материалы по корректировке территорий зеленых насаждений общего пользования – грядет третья по счету масштабная правка закона о ЗНОП. Какой она будет носить характер – пока никто судить не берется. Но, видимо, наряду с добавкой в перечень новых территорий ЗНОП, от парков и садов продолжат «отщипывать» куски под новые проекты строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в рамках адресной инвестиционной программы. Угрозу несет и заявленная в законе норма о возможности «уточнения» границ участков ЗНОП в сторону уменьшения на 10% — при разработке документов по планировке территории.
Парламентарий ЗакС Сергей Малков уверен, что участки с ЗНОП вовсе не учитываются в новой планировочной документации, разрабатываемой властями. По данным парламентария, за последние годы город утвердил 66 проектов планировки территорий (ППТ), включающих проекты межевания. В 12 из них фигурировали зеленые насаждения общего пользования. Но ни в одном ППТ границы земельных участков с зелеными зонами не были учтены и они остались в составе неразмежеванной территории. Депутат просит прояснить позицию Смольного на этот счет — соответствующий запрос к губернатору Валентине Матвиенко был утвержден ЗакСом на прошлой неделе.
Справка БН:
Хроника сокращений
В декабре 2009 года Смольному удалось убедить депутатов вычеркнуть из перечня закона «О зеленых насаждениях общего пользования» (ЗНОП) свыше сотни адресов, еще более полусотни скверов удалось «отбить». Итоговые сокращения – примерно 370 га, хотя первоначально планировалось «вырезать» из закона около 840 га территорий. Примерно 30 % адресов сокращений – давно застроенные скверы или участки, где в настоящее время велись стройки. Еще 60 % адресов были оставлены в законе с сокращением площади, либо переданы под строительство социальных объектов. Примерно 10 % зеленых зон передали инвесторам на основании того, что нормативные документы по этим адресам были выпущены еще до вступления в силу закона о ЗНОП.