В четверг, 28 апреля, арбитражный суд начал рассматривать самый крупный иск, поданный Дирекцией по строительству транспортного обхода (ДСТО) к подрядчикам кольцевой автодороги. Ведомство требует с ЗАО «ПО «Возрождение» 144,8 млн руб. Та, в свою очередь, требует провести экспертизу.

Лучше деньгами
Претензии к подрядчикам строительства кольцевой автодороги появились у ДСТО еще в прошлом году. Тогда дирекция подала иски к ЗАО «Производственное объединение «Возрождение» и НПО «Космос» с требованием устранить неровности и колеи на участке кольцевой от Выборгского шоссе до Шафировского проспекта.

Однако в октябре ДСТО решила отозвать свои иски. Причем в самой дирекции это решение никак не комментировали – лишь заявили, что не отказываются от претензий к подрядчикам и будут подавать в суд «по другим основаниям».

Причина этого поступка обнаружились в начале года, когда ДСТО подала новую «порцию» исков к подрядчикам КАД. Список втянутых в судебные разбирательства подрядчиков увеличился в два раза. С ЗАО «ПО «Возрождение» требовали 144,8 млн руб., с ООО «НПО «Космос» - 65,7 млн, с ОАО «Мостотряд–19» - 4 млн, а с печально известной компании «Еврострой» (бывшая «Флора») – 3 млн руб. К тому времени колеи устранили за счет бюджета, и в своих заявлениях дирекция потребовала возместить соответствующие расходы.

Правда, как оказалось, решение устранить колеи и выбоины на КАДе за счет бюджетных средств было весьма опрометчивым: этим фактом заинтересовалась Счетная палата РФ. Руководство Счетной палаты заявило, что участки находились на гарантийном обслуживании у подрядных организаций. Значит, дирекция была обязана заставить их устранить недоделки. Тем не менее, в ДСТО поступили иначе, из-за чего федеральный бюджет потерял почти 218 млн руб.

В случае положительного для дирекции исхода дел по взысканию убытков со строителей кольцевой ДСТО могла бы вернуть 218 млн, потраченные, по мнению Счетной палаты, вразрез с «принципом результативности и эффективности использования средств федерального бюджета» и, таким образом, нивелировать скандал.

Но пока дела складываются явно не в пользу ДСТО. Неделю назад арбитраж первой инстанции отказал дирекции в иске к ОАО «Мостоотряд-19», которое выступало генподрядчиком строительства Вантового моста. Как выяснил суд, провести экспертизу недоделок невозможно. К тому же, гарантийные сроки на проведенные «Мостоотрядом-19» работы давно истекли.

Кроме этого, в четверг, 28 апреля, суд рассмотрел крупнейший из поданных исков – к ПО «Возрождение». Представители компании заявили, что будут ходатайствовать о проведении экспертизы. «В этом случае сразу будет понятно, по чьей вине образовалась колейность», - заявили представители «Возрождения». По существу дело рассмотрят 9 июня.

Подрядчики уверены в своей правоте: говорят, что при производстве работ технологию не нарушали, а колеи образовались из-за неправильной эксплуатации дороги.

Так, по словам юриста НПО «Космос» Андрея Коновалова, все работы проводились в соответствии с утвержденным ДСТО проектом, строительными нормами и правилами. Пропускная способность участка кольцевой, где образовалась колейность, по проекту составляла около 7 тыс. автомобилей в сутки. Однако сейчас этот показатель доходит до 200 тыс. единиц. К тому же, как поясняют представители подрядчиков, на дороге не соблюдается скоростной режим. Из-за чего на КАДе не только происходят аварии, но и портится дорожное полотно.

Золотое кольцо
Тем временем арбитражный суд рассматривает дело о банкротстве ООО «Еврострой» (бывшая «Флора»). Эта компания больше всех «отличилась» при строительстве кольцевой. Общая сумма финансовых претензий к ней со стороны ДСТО превышает 400 млн руб. (главным образом, речь идет о неотработанных авансах).

В ноябре прошлого года в «Еврострое» начался первый этап банкротства – процедура внешнего наблюдения. Правда получить с компании хотя бы часть перечисленных ей денег вряд ли удастся. Как рассказал БН.ру адвокат юридической конторы Гессена Андрей Тындик (представлял интересы ДСТО в судах против «Евростроя»), перспектив получения денег практически нет. «Если раньше у этой компании было какое-то имущество в виде строительной техники и других активов, то к моменту подачи иска о банкротстве остался лишь уставной капитал в 10 тыс. руб.», - пояснил Андрей Тындик.

Неделю назад стало известно о том, что главное следственное управление ГУВД Петербурга и Лениобласти возбудило два уголовных дела против «Евростроя» по фактам мошенничества. Как считает следствие, руководство компании причастно к хищению свыше 200 млн руб. из бюджета.

Общая сумма финансовых претензий к «Еврострою» со стороны ее субподрядчиков и ДСТО приближается к миллиарду рублей. Офис компании давно не работает, молчат и мобильные телефоны ее руководителей.

Сколько именно потерял федеральный бюджет на строительстве кольцевой автодороги, в ДСТО не говорят. Исходя из поданных к подрядчикам исков – не менее 600-700 млн рублей. По факту, эта цифра может оказаться в несколько раз больше.

Текст: Сергей Бардин