О необходимости как-то бороться с мелкими подрядчиками, многие из которых вообще никогда не занимались дорожными работами, но умудрялись выигрывать важные тендеры, специалисты говорили едва ли не с момента вступления в силу знаменитого 94-го ФЗ (о госзакупках). Но поделать ничего не могли – пресловутый закон четко оговаривает приоритет самой экономичной для госбюджета заявки.

«До сих пор из-за этого происходят такие случаи, как совсем недавно в Ленобласти, где 45-миллионный конкурс на ремонт дороги выиграла компания, у которой за душой не было ничего, кроме авторучки. И теперь их представители ходят по дорожникам и предлагают им пойти на субподряд. Никто не соглашается, и кто будет ремонтировать, совершенно непонятно», - говорит генеральный директор НП «Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга» Юрий Агафонов.

Впрочем, возглавляемой им партнерство уже подготовила проект нового закона о госзакупках, который, вполне возможно, придет на смену 94 ФЗ еще до конца года. Он предусматривает, в частности, обязательное обоснование подрядчиком снижения начальной цены более чем на 10%. Тем самым будет поставлен барьер фирмам-однодневкам, злоупотребляющим демпингом. Цена контракта, вообще, не будет решающим аргументом при выборе генподрядчика, а будет лишь одним из факторов наряду со сроками выполнения работ и репутацией компании на рынке. Правда, ФАС уже выражает недовольство новым законопроектом.

Зато в Петербурге уже придумали, как отсекать от притягательного горзаказа небольшие компании, не имеющие большого опыта в строительстве и ремонте дорог. Отныне любой участник тендера обязан будет выполнить 3D-модель своего объекта, а также использовать специальные датчики, которые монтируются в асфальтобетонное покрытие и передают данные о состоянии полотна заказчику.

«Эти требования мы прописываем в конкурсной документации. Они достаточно серьезны и дорогостоящи. На сегодняшний день им соответствуют всего 10 дорожно-строительных компаний города. Но это требование необходимо. Фирмы, которые 2-3 года на рынке, это еще недоросли, их не следует допускать до горзаказа», - считает глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов.

Осторожно соглашается с ним и генеральный директор ОАО «АБЗ-1» Владимир Калинин. Правда, в эффективности такой аппаратуры в нашем городе он все же сомневается. «На длинных больших магистралях – да, это полезно. Но на небольших улицах в черте города – не уверен. Конечно, это сделано для того, чтобы к горзаказу не лезли новички. И это правильно – пусть тренируются пока, асфальтируют дворики, а потом уже на улицы выходят», - подчеркивает он.

Кстати, буквально через несколько лет специалисты обещают избавить петербургские магистрали от такого их бича как колейность. В настоящее время, ЗАО «Институт «Стройпроект» ведет испытания существующих дорожных покрытий на предмет выявления объема ущерба, наносимого им шипованными «зимними» покрышками автомобилей. «Проблема в том, что все знают, что шипы наносят вред дорогам, но какой именно – никто этот вопрос никогда не изучал. Есть две методики – в Финляндии и Швеции, мы взяли за основу шведскую, адаптируем ее к нашим условиям и передадим до конца текущего года результаты «Росавтодору». А они, в свою очередь, опубликуют методический документ, подчиняться которому будут обязаны все подрядчики», - говорит генеральный директор проектного института Алексей Журбин.

По его словам, уже можно с большой точностью сказать, что колейность на кольцевой автодороге на 90% результат как раз использования зимней резины с шипами. И впредь проектировщики и строители должны будут учитывать этот факт и строить трассы с запасом прочности. Так что через 3-4 года колейность на свежепостроенных дорогах должна будет восприниматься не как неизбежное зло, но как недоработка подрядчиков.

Текст: Павел Гинёв