Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСЖМ-1) пройдет по территории города и области от Московского вокзала через аэропорт «Пулково» и далее вдоль ныне существующих железнодорожных путей московского направления вплоть до границы с Новгородской областью. По словам генерального директора «Скоростных магистралей» Дениса Муратова, концепция ВСЖМ-1 уже полностью готова, осталось лишь пройти небольшие бюрократические процедуры – согласование руководством РЖД и в Минтрансе.
Тендер на строительство и обслуживание трассы будет объявлен в декабре текущего года. Это будет первый крупный инфраструктурный объект, который построят на основе контракта жизненного цикла. То есть частный инвестор привлечет половину необходимых для строительства средств (а всего трасса без учета подвижного состава и прочих сопутствующих трат обойдется в 500-700 млрд руб.), а возвращать свои инвестиции будет на протяжении 30 лет, попутно занимаясь текущим сервисом. Первые поезда, развивающие скорость до 400 км/час, пойдут ориентировочно в 2017 году. Они смогут доставлять пассажиров из одной столицы в другую за 2-2,5 часа.
Впрочем, до начала строительства концессионерам (но в данном случае – государству) предстоит решить вопрос с землей под трассу, находящейся в частной собственности. «Границы зон отвода магистрали уже определены. Большая часть уже зарезервирована. Причем этот процесс начался еще в 90-х годах существующим тогда РАО «ВСМ». До декабря 2011 года мы хотим закончить процесс резервирования всех свободных земель. Однако часть территорий все равно придется выкупать. И я ожидаю здесь спекуляций. Но мы будем противодействовать этому», - пообещал Денис Муратов.
Бороться с «немотивированным» ростом цен на землю дочка РЖД намерена в законодательном порядке. В частности, лоббируя прохождение через Госдуму законопроекта, облегчающего выкуп земли государством для крупных инфраструктурных проектов. Видимо, это будет сделано по образцу большинства европейских стран, где на момент объявления о начале строительства автомобильной или железной дороги стоимость земли фиксируется (разумеется, на рыночном уровне) и далее выкупается именно по этой цене.
«Изъятие для государственных нужд существует практически во всех странах, так как в ином случае это сдерживало бы развитие соответствующей страны. И противодействие спекуляции является общей проблемой, которая разрешается наличием четкой регламентированной процедуры и ее соблюдением», - говорит руководитель практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
Что касается России, то на практике существуют законодательные механизмы по противодействию спекуляции, но, во-первых, они достаточно размыты, а во-вторых, требуют тщательного юридического оформления и строгого соблюдения процедуры. Но именно юридическое оформление очень часто делается государственными органами недостаточно правильно, что и создает возможности для спекуляций.
Это касается, в первую очередь, уже зарезервированных земель. Несмотря на существование с 2007 года соответствующего закона, касающегося автомобильных дорог, процедура изъятия попавших в распоряжение спекулянтов участков слишком сложна и длительна, так что дорожникам проще заплатить. Именно так происходит с территориями, по которым пройдет платная автотрасса Москва-Петербург. Затраты на выкуп земли в Московской и Ленинградской областях здесь составляют до 40% стоимости километра трассы. Зато в Тверской и Новгородской – не больше 5-10%.
Впрочем, «Скоростные магистрали» решили не ограничиваться одной лишь подготовкой законопроекта. По словам Дениса Муратова, рассматривается возможность обязать подрядчика (включив этот пункт в конкурсную документацию) как можно чаще использовать эстакадный способ прохождения железнодорожной трассы. В этом случае придется выкупать земли вчетверо меньше, чем при «наземном» варианте.
Отметим, что интерес к проекту уже высказали сразу пять потенциальных инвесторов. Это немецкая Deutsche Bahn, французская Inexia, корейская Hyundai Construction, испанская ADIF и китайская China Railway Engineering Corporation.