Курс на снижение ресурсозатратности во всех сферах российской жизни был провозглашен Президентом и Правительством РФ несколько лет назад. Он зафиксирован в ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», принятом в 2009 году.
Не успеть
В двух словах: закон предполагает снизить потребление электро- и теплоэнергии, воды, газа, чтобы Россия по этим показателям к 2020 году максимально приблизилась к европейским странам. Для разных категорий пользователей предусмотрены свои целевые показатели по сокращению ресурсопотребления. Для этого вводится учет потребляемых ресурсов: все пользователи до 2012 года должны иметь приборы учета, в том числе квартирные счетчики на воду, тепло и т. д. Благодаря учету станет понятно, где и в каких объемах нужно сократить потребление.
Однако уже сейчас ясно, что выполнить задуманное невозможно. По крайней мере, в указанные сроки. Например, пока счетчиками оснащено крайне мало зданий. По данным эксперта одной из структур Минэнерго, не пожелавшего, чтобы его упоминали в прессе, в Северо-Западном федеральном округе в бюджетных учреждениях приборами учета тепла оборудовано лишь 62% зданий, воды – 68%. Сведений по жилому сектору у РЭА нет, но, по оценке ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», квартирные счетчики на воду есть лишь примерно у 40% петербуржцев. Теплосчетчики в квартирах – большая редкость.
«Успеть по срокам 261-ФЗ нереально, – признает специалист Минэнерго. – Тем более что до сих пор не решен вопрос с финансированием этих затрат. Субсидии, которые регионы должны получить из федерального бюджета на мероприятия по энергосбережению, поступят в местные бюджеты – самое раннее – в октябре этого года. А освоить деньги нужно до конца года».
В Госдуме уже лежит несколько законодательных инициатив с предложениями перенести срок установки счетчиков, но какой из вариантов будет принят и когда – прогнозировать пока трудно.
Программы повышения энергоэффективности приняты почти во всех регионах, но в большинстве случаев это формальные документы, за которыми нет никаких реальных действий. Например, повсеместно провозглашен переход на энергосберегающие лампы, но системы их утилизации нет. «Эту проблему сгрузили на муниципалитеты, но у них на это нет денег. Федеральный бюджет такое финансирование тоже не предусматривает», – констатирует представитель Минэнерго.
Есть отдельные попытки частично решить проблему. Скажем, в Петербурге сбором ламп занимается специальный экомобиль, курсирующий по городу. Но население о нем не знает, искать его по улицам ради того, чтобы сдать пару лампочек, никто не станет, поэтому массового сбора ламп он обеспечить не может.
Конкретных планов по реализации мероприятий энергопрограмм нет более чем в половине регионов РФ (в 53%), говорит специалист Минэнерго. У большинства регионов нет даже методик определения энергоэффективности объектов. «То есть они даже не могут определить, что именно собираются улучшать», – добавляет эксперт.
Даже в Барвихе, где расположены находящиеся в ведении Управления делами президента (УДП) резиденции первых лиц государства, никаких мер по ресурсосбережению не принималось. Об этом рассказал член Координационного совета президиума Генерального совета «Единой России», руководитель НП «Межрегиональное агентство инновационных энергосберегающих и энергоэффективных технологий» Александр Гончаров: «Вода там никакая, документы по принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры запутанные, у УДП полного пакета документов нет. И это на президентском объекте. Что уж говорить о рядовых провинциальных населенных пунктах».
Сэкономишь посмертно
Совершенно непонятно, где взять деньги на сберегающие мероприятия. На реализацию программ энергосбережения в России требуется 3 трлн руб. (на модернизацию всего жилищного и коммунального хозяйства, в том числе всевозможных учреждений и предприятий, по оценке Минрегиона РФ, нужно 14,7 трлн руб.). Из них только 5% – доля федеральной казны, 12% – региональных и 5% – муниципальных бюджетов. «Остальное предполагается получить за счет каких-то мифических внебюджетных источников. Но откуда они возьмутся – неясно», – недоумевает представитель Минэнерго.
Банки пока не выстраиваются в очередь для кредитования ЖКХ. Как рассказал председатель совета НП «Городское объединение домовладельцев», заместитель гендиректора Петербургского фонда поддержки промышленности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Николай Питиримов, в Петербурге сейчас реализуется пилотный проект энергоэффективного квартала, на котором отрабатываются механизмы приведения жилых домов в то состояние, при котором они начнут экономить ресурсы, и определяются объемы затрат на это. В проекте участвует квартал общей площадью жилья примерно 250 тыс. кв. м, в котором расположены дома массовых серий. Например, распространенной в городе 137-й серии 1980-х годов постройки.
«Мы установили: чтобы добиться экономии ресурсов объемом 50% по всему кварталу, нужно вложить в его модернизацию около 50 млн евро. Это примерно 235 евро на 1 кв. м жилья», – приводит расчеты Питиримов. В нескольких домах квартала такие работы ведутся, на все дома денег взять негде. «В целом санацию можно провести за год. Но она в вялотекущем режиме идет уже второй год, так как источников финансирования несколько – средства самих собственников, Фонд ЖКХ, бюджет Петербурга. В результате все затянулось», – говорит Николай Питиримов.
Выходом могли бы стать кредиты. В других странах это обычная практика – получение кредита под залог земельного участка под домом. Но не в России. «У нас участок банкам не нужен, так как в случае невыплаты кредита изъять землю у собственников невозможно – никакой суд этого не разрешит. Государство не готово под свою ответственность сказать: изымайте, хрен с ними, пусть теперь вам платят за аренду участка! А пока нет финансовых механизмов реализации таких проектов, они все будут оставаться на уровне пилотных», – признает Питиримов.
Есть, правда, ТСЖ, которые берут в банках небольшие потребительские кредиты, чтобы выполнить отдельные мероприятия по энергосбережению. Но это скорее исключение, и за счет таких кредитов модернизировать все российское ЖКХ невозможно.
Главный менеджер по работе со средним бизнесом Северо-Западного филиала ОАО АКБ «Росбанк» Денис Анастасов говорит, что банки готовы давать деньги, если государство придумает, как их «прогарантировать». Оно пока не придумало.
Остается только задействовать бюджеты разных уровней и средства населения. Сами россияне давно поняли, что экономия квартплаты после проведения энергосберегающих мероприятий – это миф. По расчетам, вроде бы, экономия должна быть. По данным Николая Питиримова, ежегодно Северная столица теряет 4 млрд евро из-за низкой энергоэффективности. В квитанции по квартплате 60-65% занимают коммунальные ресурсы. То есть для петербуржцев это около 2,5-3 тыс. руб. на каждую квитанцию по квартплате. Если сократить потребление коммунальных ресурсов, то сэкономить можно по 1-1,5 тыс. руб. с каждой квартиры.
Но сначала нужно вложиться в энергосбережение. Если это будет сделано за счет поставщиков ресурсов или инвесторов, то затраты включат в тарифы, и квартплата долгие годы будет выше, чем до проведения этих мероприятий – пока не будут возвращены инвестиции. Потом, возможно, и наступит экономия. Как убедить население, что ему выгодно это «потом»? «Я представляю, как мы объясняем пенсионерке: бабуль, поменяй свои лампочки за пять рублей на энергоэффективные по три тысячи, а через пять лет ты на этом сэкономишь. Через пять лет она будет на кладбище лежать!» – говорит Александр Гончаров.
Воруют
Бюджет в деле энергоэффективности тоже не помощник. В Бюджете РФ на 2011-2014 годы на эти цели предусмотрено лишь 400 млрд руб. Региональные бюджеты не смогут профинансировать работы в нужных объемах. К тому же выделяемые средства далеко не всегда идут по назначению. В этом году Контрольное управление президента РФ обнародовало данные проверки расходования денег в ЖКХ Центрального федерального округа за 2009-2010 годы. Выяснилось, что за это время за рубеж по «серым» схемам выведены 25 млрд руб. из бюджетов ЖКХ. Это почти 40% всего объема капиталовложений в ЖКХ данного округа.
«Что тут скрывать, мы живем в этой стране и знаем, что здесь все – через блат. Все конкурсы проводятся с заранее определенными победителями, поэтому если ты не договоришься с заказчиком, то ничего не получишь. Аппетиты чиновников растут. Если раньше на «откаты» в стоимости проекта закладывалось 10-15%, то сейчас они уже просят 40%! Ты приходишь в какой-нибудь городок в Московской области с предложением наладить экономически выгодную утилизацию мусора, а мэр тебе с порога заявляет: нет-нет, нам ничего не нужно, у нас все в порядке!» – добавляет Александр Гончаров. У всех есть «карманные» компании, которые кормятся на бюджетных деньгах, говорит он. И никому не нужно никакой экономии.
В те сферы, где много заработать нельзя (например в ТСЖ), энергетики не идут. «Что делать в ТСЖ серьезному энергетику? Нормальный энергоаудитор не пойдет в жилой сектор, ему интереснее предприятия и бюджетная отрасль. В домах же энергопаспорта делаются формально, реальной картины они не отражают, конкретных мер для повышения энергоэффективности не предлагают, а значит, и добиться экономии ресурсов благодаря такой паспортизации невозможно. Все мы знаем, что и на предприятиях основная масса паспортов просто покупается за копейки и ничего не значит. Директор вызывает так называемого аудитора и говорит: слушай, меня уже контролирующие органы достали – требуют энергопаспорт, напиши мне что-нибудь быстренько, чтоб они меня больше не мучили!» – говорит заместитель начальника управления Ассоциации «Северо-Запад», гендиректор «Инновационного центра Ассоциации “Северо-Запад”» Сергей Попсуй.
Эксперты предупреждают: мы на грани катастрофы. И не только в ЖКХ, но и в других ресурсозатратных областях. По данным Минрегиона, в среднем износ оборудования в ЖКХ составляет 55-65%, а в глубинке – до 80%. Этот показатель увеличивается на 2-3% в год. Около трети основных фондов коммунального хозяйства полностью изношено. Расход ресурсов в ЖКХ на 25-50% выше, чем в Европе. Потери в сетях по пути к потребителю составляют 15-40%. Если привести жилкомхоз в порядок, то в год можно было бы экономить только на одном топливе по $50 млрд.
Но пока коррупция в стране будет оставаться на прежнем уровне, никакие законы о повышении энергоэффективности нам не помогут.