Прежде чем говорить о мини-отелях, необходимо определиться с содержанием самого понятия. Специального закона, где бы оно было прописано, нет – проект такого документа существует, но перспективы его принятия пока весьма туманны.
За пределами звезд
В более чем 200 документах, так или иначе затрагивающих сегмент малых гостиниц, термин «мини-отель» тоже не фигурирует. Но сейчас в этом вопросе стало больше ясности. Так, в текущем году все рассчитывают на принятие ГОСТа «Малые средства размещения». Кроме того, в начале года вступил в силу Приказ Минспорттуризма России от 25.01.2011 № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии…». Там четко прописано, что мини-отелем называется гостиница с количеством номеров от 5 до 15. Качество услуг такого объекта звездами не оценивается – вместо них на вывеске просто должна красоваться табличка «мини-отель». Но это не означает, что хозяин волен сам устанавливать стандарты. Как раз наоборот – новый документ содержит ряд требований к таким объектам (см. таблицу). За несоблюдение – будут наказывать.
Ревизоры в номерах
Новые правила и стандарты еще не приняты, но проверки мини-отелей уже начались. Правда, с другой целью. В начале апреля губернатор Валентина Матвиенко на заседании городского правительства дала поручение госорганам провести ревизию всех малых гостиниц города. Первой прошла проверку гостиница Casa Leto, что на Большой Морской улице, 34. В гостинице сообщают, что ревизоры проверяли санитарные книжки у персонала, наличие пожарной сигнализации, законность перепланировок, потребляемые энергоносители, соблюдение режима охраны труда и т. д.
«К сожалению, начавшиеся проверки часто проводятся в достаточно грубой форме, требования проверяющих нельзя назвать вполне внятными», – говорит Владимир Васильев, президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга.
Сами хозяева гостиниц неохотно рассказывают о визитах чиновников, но в целом на интернет-форумах, где обсуждается данная тема, царит дух недовольства. Сегодня в городе насчитывается около 800 мини-отелей, на их проверку потребуется больше полугода, подсчитали предприниматели. Значит, весь высокий сезон пройдет в нервозной обстановке. Кроме того, визиты инспекции могут негативно сказаться на репутации гостиниц – гость, который окажется свидетелем такой проверки, возможно, сочтет, что в отеле какие-то проблемы с законом. Впрочем, возможно, что он и не ошибется. Ведь сложности могут возникнуть не только у «черных отельеров», которые не платят налогов, организуют «муравейники» для рабочих-нелегалов и пр. Придраться можно к работе любой мини-гостиницы, ведь практически все они расположены в жилых домах – помещениях, плохо приспособленных к ведению бизнеса. И все-таки предприниматели надеются, что подход проверяющих не будет формальным и что к мелочам цепляться не станут. Ну а кто перекроил пространство без согласований или пренебрег пожарной сигнализацией – тот сам виноват.
Мини-перебор
В недавно вышедшем Приказе № 35 Минспорттуризма в числе основных требований к мини-отелям прописано, например, наличие отдельного входа. Далеко не каждая малая гостиница сможет выполнить данное условие. В конечном итоге, это и другие трудновыполнимые требования могут привести к закрытию многих объектов, перегруппировке сил на рынке.
«Уже сегодня заметно, что доля малых отелей сокращается, – сообщает Алексей Мусакин, член правления Санкт-Петербургского филиала Российской Гостиничной Ассоциации, генеральный директор Cronwell management. – Сегодня их доля на рынке составляет 18-20%, тогда как несколько лет назад она доходила до 25%». По его словам, ситуация усугубляется тем, что в Северной столице открывается все больше крупных отелей, каждый из которых способен забрать клиентуру у десятков малых. Так, например, в 2010 году в Петербурге, по сведениям NAI Becar, начали работать семь новых гостиниц с общим номерным фондом более 1,1 тысячи номеров. В 2011 году должно открыться еще 11 отелей (более 1,3 тысячи номеров) – по данным Maris Properties, Colliers International.
«Сегодня мы видим, что у города нет острой необходимости в малых гостиницах, поэтому они и не получают должной поддержки», – констатирует Алексей Мусакин. По его мнению, из 800 существующих останутся, вероятно, 200-300 мини-отелей с наиболее удачной концепцией – расположенные в центре, в интересных местах, имеющие достойный набор инфраструктуры.
С ним соглашается Наталия Киреева, старший аналитик компании Maris|CBRE: «Такого активного появления мини-отелей, как пять-шесть лет назад, уже не наблюдается. Им стало сложно конкурировать с сетевыми отелями под управлением международных операторов, которые активно развиваются в городе. Существующий в Петербурге объем гостиничных номеров вполне удовлетворяет текущий спрос, о чем говорят среднегодовые показатели заполняемости – на уровне 50%. Даже в высокий сезон не все отели заполнены ежедневно на 100%».
«Рынок мини-отелей, действительно, перенасыщен, мы это видим по объему загрузки», – подтверждает Мария Дремина, начальник отдела бронирования сети отелей LUXA. Она считает, что в перспективе выживут только те малые гостиницы, которые объединятся в сети и, таким образом, смогут экономить на рекламе, оплачивать услуги одного управляющего, бухгалтера вместо нескольких. Конгломераты мини-отелей будут способы обеспечить более высокое качество услуг, более грамотно вести документацию. Государственные проверки уже не смогут поставить под вопрос существование таких объединений.
Своя клиентура
Хотя в интернете порой высказываются мнения о закате эпохи малых гостиниц в Петербурге, такого, естественно, не произойдет. «В конечном счете, у малых и крупных отелей разная целевая аудитория, различная ценовая политика. Поэтому мы не опасаемся конкуренции со стороны больших гостиниц и продолжаем развивать свой бизнес. Более того, сейчас нам удалось выйти на докризисный уровень заполняемости номерного фонда», – рассказал Александр Сергеев, финансовый директор сети мини-отелей «ИРА».
«В крупных гостиницах бронируют номера те клиенты, которые готовы платить за большой объем дополнительных услуг. Но далеко не всем это нужно. Например, люди, которые ценят приватность, семейный отдых, выбирают именно малые отели. В таких местах предпочитают останавливаться и те, кто приезжает в Петербург по работе, скажем, на конференции, семинары и т. д. К тому же мини-отели разбросаны по всему городу, и у туриста всегда есть возможность подобрать вариант рядом с точкой назначения», – считает Васильев.
Среди мини-отелей, безусловно, будут востребованы те, которые имеют некую «фишку», особенность, выделяющую их на фоне остальных. Например, сеть из девяти малых гостиниц «Алекс Отель» позиционирует себя как «Первая романтическая сеть отелей». Здесь разработан целый комплекс услуг для молодоженов и просто влюбленных пар. В некоторых мини-отелях конкурентным преимуществом является возможность снять номер на один, два или на четыре часа.
«Фишкой» может быть и аура места, столь важная для многих туристов. Например, мини-отель «Счастливый Пушкин» на Галерной улице расположен в доме, где Александр Сергеевич проживал с октября 1831-го по май 1832-го. «Это была первая городская семейная квартира поэта, первые счастливые месяцы его супружества», – сообщается на сайте отеля.
Итак, мини-отели вступают в высокий туристический сезон-2011 с некоторой опаской. Не всем найдется место под солнцем, кого-то прикроют контролирующие органы, кто-то не выдержит конкуренции с мощными гостиничными операторами. Но очевидно одно: обновленный рынок малых отелей станет качественно иным – лучше организованным, более оснащенным в плане инфраструктуры. По-другому просто не выжить.
К ГОСТИНИЦАМ И ИНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗМЕЩЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МИНИ-ОТЕЛЬ»
Требование
|
Выполнение
|
1. ЗДАНИЕ И ПРИЛЕГАЮЩАЯ К НЕМУ ТЕРРИТОРИЯ
|
|
Вывеска
|
|
– освещаемая или светящаяся
|
+
|
Вход для гостей
|
|
– отдельный от служебного входа
|
+
|
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
|
|
Аварийное освещение и энергоснабжение
|
|
– аварийное освещение (аккумуляторы, фонари)
|
+
|
Система отопления (водяное, газовое, электрическое, другое)
|
+
|
3. ВОДОСНАБЖЕНИЕ
|
|
– горячее, холодное
|
+
|
4. ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
|
|
– городская, междугородняя, международная
|
+
|
5. НОМЕРНОЙ ФОНД
|
|
– площадь номера должна позволять гостю свободно, удобно и безопасно передвигаться и использовать все оборудование и мебель
|
+
|
– площадь номера (не учитывая площадь санузла, лоджии, балкона) не менее:
|
|
– однокомнатного одноместного – 9 кв. м
|
+
|
– однокомнатного двухместного – 12 кв. м
|
|
– санузел в номере (умывальник, унитаз, ванна или душ)
|
+
|
6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
|
|
Общественные помещения должны иметь:
|
|
– мебель и другое оборудование, соответствующее функциональному назначению помещения
|
+
|
– площадь холла не менее 9 кв. м
|
+
|
– служба приема и размещения с зоной для отдыха и ожидания
|
+
|
7. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПИТАНИЯ
|
|
– столовая/буфет/кафе
|
+
|
8. УСЛУГИ
|
|
– служба приема – круглосуточный прием
|
+
|
– вручение корреспонденции гостям
|
+
|
– утренняя побудка (по просьбе)
|
+
|
– ежедневная уборка номера горничной, включая заправку постелей
|
+
|
– смена постельного белья не реже одного раза в пять дней
|
+
|
– смена полотенец не реже одного раза в три дня
|
+
|
– предоставление утюга, гладильной доски
|
+
|
– хранение ценностей в сейфе администрации
|
+
|
– хранение багажа
|
+
|
– предоставление туристской информации
|
+
|
– вызов скорой помощи, пользование аптечкой
|
+
|
9. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ
|
|
Письменные стандарты для персонала, фиксирующие функциональные обязанности и установленные правила работы
|
+
|
Квалификация: руководители и персонал должны соответствовать квалификационным требованиям (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии – сектор «Гостиницы»
|
+
|