Валентина Матвиенко подписала многострадальный закон «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге». В сообщении пресс-службы Законодательного собрания отмечается, что городские власти намерены установить льготную плату при выкупе земли для стратегических инвесторов автомобильного кластера.
Напомним, что согласно закону, льготная цена выкупа земель установлена лишь для автопроизводителей – в размере 9-кратной ставки земельного налога (всего 13,5% от кадастровой стоимости земли). Все остальные землепользователи должны выкупать свои участки по 10-кратной ставке налога (15% от кадастра).
При этом в первоначальной редакции документа, который был внесен губернатором в горпарламент еще в прошлом году, предполагалось, что выкупная стоимость земли в Петербурге должна быть повышена для большинства землепользователей с 13,5% до 15% от кадастровой стоимости. Для всех же стратегических инвесторов, заключивших со Смольным до принятия закона меморандумы о сотрудничестве, сохранялся прежний уровень ставки.
Однако положение о стратегических инвесторах, предварительно заключивших договоренности со Смольным, категорически не понравилось городской прокуратуре, которая усмотрела в этом коррупционный фактор. Она указала депутатам, уже успевшим принять документ в трех чтениях, на недопустимость установления сумм выкупа в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо соглашений. Смольный же настаивал до конца на сохранении формулировки ради сохранения лица именно перед западным автомобильными инвесторами.
«Эта норма лишь свидетельствует о неизменности правил игры, на основе которых крупные компании приходят и инвестируют в Петербург, – заявил на комитете по законодательству зампред КУГИ Олег Ляпустин. – Дело даже не в экономике: разница платежей по льготной и обычной ставке не превышает 10%. Просто иностранные инвесторы – очень щепетильный народ, и изменение условий в середине проекта может быть воспринято ими по меньшей мере как несолидность партнера».
Кроме того, по его словам, льготный режим выкупа коснется лишь трех стратегических проектов: строительства завода Hyundai, промышленного парка по производству автокомплектующих для Hyundai и завода автокомплектующих Magna International. Все приходящие инвесторы будут платить по-новому.
В итоге депутатам и чиновникам совместно удалось выработать формулировку, по которой предоставление земельных участков по более низким расценкам должно было относиться лишь к стратегическим инвесторам, реализующим проекты строительства заводов по производству автомобилей и автомобильных комплектующих.
При этом в прокуратуре, из-за претензий которой корректировали текст закона, так и не смогли ответить, устраивает ли надзорное ведомство принятый за основу проект.
Кроме того, в феврале этого года претензии к документу высказало УФАС по Петербургу, которое потребовало исключить преференции для инвесторов из закона. Как говорилось в сообщении УФАС по Петербургу, планируемые изменения в закон, предоставляющие льготные расценки при приобретении земельных участков для инвесторов автомобильного кластера, не устраняют нарушения антимонопольного законодательства.
Поэтому ведомство настаивало на исключении из текста закона дифференциации ставки земельного налога при продаже участков собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений, возведенных на земельных участках, для различных инвесторов, а также устранении деления инвесторов на потенциальных и стратегических. В свою очередь, депутаты пообещали разобраться с претензиями УФАС попозже.
Стоит отметить, что только за последний месяц в Петербург «официально» пришли несколько крупнейших автопроизводителей. Так, 13 апреля вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский подписал документ, направленный на дальнейшее развитие автокластера в городе. В результате реализации данного соглашения в Петродворцовом районе в индустриальном парке «Марьино» (общая площадь парка – 130 га) появятся три новых предприятия: завод «Ё-авто» (сборочное производство), завод «Яровит Моторс» (производство грузовых автомобилей) и завод «Техноэксим» (производство новых систем, агрегатов и компонентов для автомобилей). Инвесторы совместно планируют инвестировать не менее 2,5 млрд руб.
14 апреля официально подтвердились планы по строительству в городе завода по производству грузовиков компании MAN. Инвестиции в организацию первой очереди сборки автомобилей должны составить 25 млн евро.