Свою концепцию развития скоростного транспорта представил сегодня глава отраслевого комитета Смольного Станислав Попов. По его словам, трамвайные линии, существующие сейчас, безнадежно устарели. Они стоят в пробках вместе с автотранспортом и становятся неэффективными. Выходом из положения может стать лишь организация выделенных полос для трамвая, что позволит увеличить его скорость более чем в три раза. Впрочем, в Комтрансе предлагают вообще отказаться от термина «трамвай».

«Правильнее его называть легкорельсовым транспортом. На мой взгляд, он станет эффективным лишь при средней скорости свыше 17 км/час. Везде, где есть трамвайное полотно, в конечном счете, должно быть организовано скоростное движение», — пояснил Попов.

Первая такая «выделенка» появилась ещё в 2008 году на проспекте Просвещения. Несмотря на то, что эксперимент был признан удачным, с тех пор аналогичных полос так и не появилось. Впрочем, лед должен тронуться уже в этом году. Скоростные выделенные линии появятся на Кронверкском проспекте. Легкорельс здесь соединит сразу три станции метро, расположенные на разных линиях: «Горьковскую», «Спортивную» и «Василеостровскую». Вторая линия появится на Садовой улице на участке от площади Репина до Сенной площади с перспективой продления до Летнего сада.

Напомним, что в 2013 году должно закончиться сооружение инфраструктуры для легкорельсового трамвая от Московского вокзала до аэропорта «Пулково». «В черте города он будет обычным видом транспорта, увеличивая скорость лишь после выезда к Пулковскому шоссе. Другие трамваи мы с Бухарестской улицы и Лиговского проспекта убирать не станем», — пояснил Станислав Попов.

Что касается вывода легкорельса за пределы города, то здесь Смольный еще не определился со стратегией. По словам главы Комтранса, большинство населенных пунктов, находящихся вблизи мегаполиса, и так расположены рядом с железнодорожными путями. И дублировать их другими рельсами далеко не всегда эффективно. «Другое дело, что железнодорожный транспорт пока не интегрирован в городскую транспортную систему. И это в итоге должно быть сделано», — рассказал Станислав Попов.

Возможно, такие мысли созрели у чиновника после командировки в Берлин в феврале этого года, где он вместе с вице-губернатором Юрием Молчановым изучал опыт работы Центра управления общественным транспортом S-Bahn Berlin. Как известно, общественный транспорт немецкой столицы считается одним из самых образцовых в мире. И пригородные электрички там заодно играют роль городского общественного транспорта, тесно интегрируясь с метрополитеном.

Появление нового скоростного вида транспорта, безусловно, придется по вкусу петербуржцам, проживающим в «медвежьих углах» — именно так назвала в декабре петербургский губернатор труднодоступные в транспортном отношении районы. В том числе и потому, что стоимость их жилья должна вырасти. Впрочем, насколько именно, эксперты пока ответить затрудняются. Просто ввиду того, что полноценного скоростного легкорельсового транспорта в нашем городе пока ещё не было.

«Точно можно сказать лишь то, что на цену недвижимости влияет лишь вновь построенная станция метро. Тогда стоимость квадратного метра вырастает примерно на 10% в тех домах, которые расположены в радиусе 7-10 минут ходьбы пешком. Не думаю, что ситуация изменится в ближайшее время», — говорит президент Петербургской палаты недвижимости Дмитрий Щегельский.

Заместитель генерального директора АН «Абсолютъ» Ирина Погорелова, считает, что какие-то подвижки на рынке возможны лишь после того, как горожане привыкнут к новому виду транспорта. «Если он будет ходить действительно в три раза быстрее обычного трамвая, достаточно часто и в соответствии с расписанием, то, возможно, подорожает то жилье, до которого сейчас добираться приходится полчаса в переполненном троллейбусе. Например, где-нибудь в Сосновой поляне. Но, думаю, довольно незначительно – на считанные проценты», — подчеркивает она.

Текст: Павел Гинёв