Строить дороги, мосты и скоростные магистрали теперь в городе и вокруг него будут под надзором федерального центра. А именно – министерства транспорта, глава которого Игорь Левитин возглавил Координационный совет по развитию транспортного узла Петербурга и Ленинградской области. Первое заседание Совета состоится в мае, а сегодня в Смольном прошло что-то вроде предварительного совещания. Журналистов не зря томили в ожидании почти два часа: чиновники приготовили несколько сюрпризов.

Основным докладчиком выступал Игорь Левитин. Министр сразу же обрисовал круг задач новой структуры. Прежде всего, это поиск частных инвесторов, которые будут привлекаться к строительству инфраструктурных объектов в обоих регионах на основе государственно-частного партнерства. Что касается госфинансирования, то оно будет осуществляться из Дорожных фондов (региональных и федерального), которые будут окончательно сформированы к началу 2012 года.

По прогнозам Минфина, федеральный фонд в 2012 году составит 348 млрд руб., а в следующем – уже 408 млрд. Для сравнения: в прошедшем году на строительство дорог в бюджете было заложено 274 млрд руб. Что касается региональных фондов, то они должны заполняться ещё быстрее: от 370 млрд руб. в нынешнем году до 526 млрд к 2013 году. Впрочем, сейчас, по словам Игоря Левитина, в федеральном фонде находится всего 80 млрд руб.

Стратегической задачей координационного совета глава Минтранса объявил снижение нагрузки на весь транспортный узел Северной столицы и его окрестностей. Уже после окончания совещания с губернаторами Валентиной Матвиенко и Валерием Сердюковым министр привел конкретные примеры, как именно это будет реализовано. Так, к 2020 году совместными усилиями города, области и федерального центра должна быть построена вторая кольцевая автодорога. Именно она возьмет на себя задачу отвода транзитного транспорта от Петербурга, а действующая КАД станет, по сути, городской магистралью, с помощью которой автовладельцам станет проще передвигаться из одного района в другой. При этом планируется увеличить на КАД количество съездов. Что касается КАД-2, то её, возможно, построят на основе уже имеющейся бывшей военной трассы А-120, более известной как «бетонка».

«Пока маршрут не ясен, но главное, чтобы будущая магистраль как можно меньше затрагивала земли, находящиеся в частной собственности», - пояснил Игорь Левитин. Видимо, именно это он и имел в виду, когда говорил о необходимости согласования градостроительной политики с планами Совета. Ведь не секрет, что едва ли половину стоимости новых дорог в России составляют выкупные платежи за земельные участки, которые наиболее предприимчивые бизнесмены успевают оформить в собственность, как только узнают о планах по возведению магистралей.

Напомним, что еще в ноябре прошлого года генеральный директор ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург» (ДСТО) Вячеслав Петушенко заявил, что строить второе кольцо вокруг города необходимо, так как интенсивность движения по КАД уже сегодня превышает расчетные нормативы. И если темпы автомобилизации населения останутся даже на нынешнем уровне, то к 2015 году кольцевая попросту встанет. Предварительный проект новой трассы должен быть разработан к концу мая текущего года.

Но если здесь планы Минтранса полностью совпадают с предложениями как главы ДСТО, так губернатора Ленобласти Сердюкова (именно он на сегодняшнем заседании вновь поднял вопрос о строительстве второй кольцевой), то другое предложение Игоря Левитина не столь однозначно. «Если есть проекты выхода метро в Ленобласть, то это должно делаться. Это снимет напряжение с въездов в Петербург», - заявил министр.

Однако такие авторитетные специалисты, как глава «Ленметрогипростроя» Владимир Маслак и директор «Метростроя» Вадим Александров, уже не раз довольно скептически высказывались по поводу продления метрополитена в пригороды. В частности мотивируя это тем, что между крупными населенными пунктами в области и спальными районами Петербурга необходимо будет строить слишком длинные перегоны. А промежуточные станции буквально «в полях» строить совершенно нерентабельно.

Текст: Павел Гинёв