Экологические вопросы, связанные со строительством скоростной автодороги Москва – Петербург (САМП), сегодня обсуждались на совещании в правительстве Ленобласти под руководством вице-губернатора Николая Пасяды.
Общая протяженность САМП – около 650 км, из них по территории Ленобласти (Тосненский район) проходит 93 км. Первым будет строиться северный участок протяженностью 19 км – от Петербурга до 646-го км трассы. Как сообщил первый заместитель председателя правления госкомпании «Автодор» по инвестиционно-финансовым вопросам Сергей Кельбах, для этого отрезка уже готов рабочий проект, в прошлом году он прошел Главгосэкспертизу. В этом году закончится подготовка территории для формирования полосы отвода. Обоснование инвестиций было составлено еще в 2005-2006 годах. Когда планируется объявить концессионный конкурс на строительство этого участка, Кельбах не уточнил. Завершить строительство северного участка предполагается в 2014-2015 годах. Его стоимость составит 32 млрд руб. Из них 55% должен будет привлечь инвестор, остальное – средства бюджета РФ.
По южному участку (от 646-го км до границы Ленинградской и Новгородской областей) пока еще ведутся проектные работы.
«Это будет трасса категории «А», расчетная скорость движения по ней 150 км/ч – таких в РФ еще нет», — добавил Сергей Кельбах.
По словам руководителя проекта, заместителя гендиректора ЗАО «Эконтранс-Дорсервис» Анатолия Птюшкина (его компания проектирует трассу, проходящую по Ленобласти), дорога в Тосненском районе пересекает 15 рек, вплотную подходит в трех местах к жилью, но сносить никаких строений не придется. «Трасса пройдет рядом с одним из фермерских хозяйств, а также с поселками Войсколово и Ям-Ижора. Везде мы установим шумозащиные экраны, а в домах, чьи окна выходят на дорогу, — стеклопакеты», — пообещал Анатолий Птюшкин.
Памятуя об экологических скандалах последних лет вокруг строительства САМП в Московской области (вырубка Химкинского леса, корректировка трассы в обход национального парка «Завидово»), проектировщики поспешили заверить участников совещания, что никакой угрозы для природы трасса не представляет. За ущерб, который будет нанесен водной среде в ходе строительства, предусмотрена компенсация в общей сложности в 5,1 млн руб., животному миру – 21 млн руб. (за южный и северный участки). Кроме того, на всей протяженности трассы вдоль нее установят сетчатые заборы, чтобы животные случайно не выходили из леса на дорогу. Будет также построено 13 экодуков (подземных переходов через дорогу для животных).
Однако экологическая общественность Ленобласти Анатолию Птюшкину не очень поверила. Зампредседателя правления межрегиональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Сергей Зайков потребовал, чтобы ему предоставили карту трассы. Он хочет убедиться, что дорога не навредит охотничьим угодьям, и если что, заранее рассчитать размер ущерба. ««Автодор» ежиков не обидит», — в шутку предположил кто-то в зале. Но Зайкову было не до смеха. «У нас уже несколько лет «Транснефть» строит свою трассу, 4 тыс. га для нее отведено в охотничьих угодьях, а компенсации мы до сих пор не получили. Будем с ними судиться», — предупредил о намерениях охотников Зайков.
«Мы пока не можем вам дать карту. Как только мы публикуем такие материалы, недобросовестные инвесторы начинают скупать подешевке землю по ходу будущей трассы, чтобы потом заработать на ее выкупе госструктурами», — посетовал Николай Пасяда.
Однако гораздо больше, чем судьба ежиков, общественность беспокоит перспектива незаконной разработки песчаных карьеров. Член Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Денис Крылов пожаловался, что каждая новая стройка порождает новые нелегальные разработки.
В прошлом году в Ленобласти было обнаружено свыше 20 незаконных карьеров. Их выявляют ежегодно, прикрывают, но к лету они снова оживают. Каждый год вокруг песка возникает несколько более или менее крупных уголовных дел. Например, в прошлом году, по данным следственных органов Санкт-Петербурга, было возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела внутренних дел по Ломоносовскому району Ленобласти полковника милиции Александра Бурлакова. Его обвиняют во взяточничестве и «крышевании» незаконных разработок.
«Да, у нас много «черных» компаний-разработчиков. Они покупают справки, что приобрели песок на официальных карьерах, а сами возят его с нелегальных», — покачал головой Николай Пасяда. И намекнул, что «Автодор» заинтересован в том, чтобы бороться с коррупцией в областной администрации. «Мы контролируем качество строительства, соблюдение технологий, а все остальное – хозяйственная деятельность концессионера», — развел руками Сергей Кельбах.
Справка БН:
Строительство первого участка трассы Москва – Петербург (15-й – 58-й км, проходит в Московской области) началось в 2010 году. Стоимость его — около 63,4 млрд руб. Инвестор — ООО «Северо-Западная концессионная компания» (головная структура компании – французская корпорация Vinci). Движение по всей трассе должно быть платным. Стоимость проезда – около 3 руб. за 1 км. Расчетная скорость движения по магистрали 150 км/ч. В целом на всю трассу потребуется примерно 570 млрд руб.
Строительство первого участка трассы Москва – Петербург (15-й – 58-й км, проходит в Московской области) началось в 2010 году. Стоимость его — около 63,4 млрд руб. Инвестор — ООО «Северо-Западная концессионная компания» (головная структура компании – французская корпорация Vinci). Движение по всей трассе должно быть платным. Стоимость проезда – около 3 руб. за 1 км. Расчетная скорость движения по магистрали 150 км/ч. В целом на всю трассу потребуется примерно 570 млрд руб.