Кассационный суд поставил окончательную точку в деле водно-моторного клуба №1 (ВМК) против Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) – клуб пытался признать право собственности на участок в 4 га на Нижней дороге, 35, где и располагается ВМК. Кроме того, служители Фемиды удовлетворили иски комитета, который требовал снести все расположенные на территории клуба постройки. Участок в «Купеческой гавани» придется освободить.

Пока на месте
Спор с городскими властями начался в 2007-м году, когда Фонд имущества Петербурга продал право аренды земельного надела площадью 19 га северо-восточнее Санкт-Петербургского проспекта с Петергофским ручьем – так называемую «Купеческую гавань». Землю продали за 1,15 млрд руб., но победитель торгов — ОАО «Петергофская Купеческая гавань» — не стал платить за свое приобретение. Участок попытались реализовать снова, но повторного интереса этот лот не вызвал. О том, что на предлагаемой территории работает клуб любителей водных прогулок, участникам торгов не сообщали.

Попытки выселить яхт-клуб начались еще два года назад. Как рассказала БН.ру пресс-секретарь ВМК Светлана Хабирова, тогда город предложил клубу две альтернативные площадки. Хотя руководство ВМК они не устроили. «Нам предлагали пустыри, на которых надо было проводить мелиоративные работы, строить всю причальную инфраструктуру. Затраты оценивались в миллионы рублей. Позже мы начали судиться с КУГИ», — пояснила она.
С 2009 года клуб пытался оформить право собственности через суд, однако во всех трех инстанциях это дело проиграл. Яхтсменам не удалось доказать, что они занимают территорию на законных основаниях – все подтверждающие этот факт документы сгорели в начале 90-х годов. «Акт землеотвода, по которому мы занимали этот участок, восстановить невозможно. Многие документы были в единственном экземпляре, к тому же большинство из них давно утратили силу», — рассказала Светлана Хабирова.
Решениями арбитражных судов ВМК предписано снести все расположенные на территории клуба постройки. В том числе – смотровую башню и административное здание.
 
Альтернатива
По словам командора клуба Олега Канаева, сейчас он ведет переговоры с Комитетом по транспортно-транзитной политике о перебазировании ВМК. «Рассматриваются несколько вариантов. Не исключаю, что в результате переговоров наш клуб останется на прежнем месте. О каких-либо конкретных решениях сообщу через месяц», — заявил БН.ру Олег Канаев. В Комитете по транспортно-транзитной политике факт переговоров подтвердили.
Пока же, как сообщил Олег Канаев, ВМК никто не выселяет. По его словам, в нынешнем сезоне клуб будет работать на прежнем месте. Предпринимать активные действия по выдворению яхтсменов Смольному пока нет резона: очередные торги по продаже «Купеческой гавани» не назначены. Сейчас членами ВМК являются порядка трехсот человек.
Большинство петербургских яхт-клубов работают по краткосрочным договорам аренды – чаще всего КУГИ заключает соглашения на 11 месяцев. На таких условиях лишь единицы соглашаются вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, необходимой для работы яхт-клубов.
Сейчас на территории Петербурга работают свыше 40 яхт-клубов и коммерческих стоянок для маломерных судов. Число разного вида плавсредств составляет около 50 тыс., из около 2 тыс. – яхты.
Самым крупным яхт-клубом Петербурга считается «Балтиец» (насчитывает около 600 судов и находится в акватории Финского залива, рядом с «Балтийской жемчужиной»).
Клуб «Нева», расположенный на набережной Мартынова, насчитывает порядка 500 лодок.
В 2009 году Смольный утвердил схему размещения маломерных судов. Планировалось, что число яхт-клубов увеличится как минимум вдвое. Однако с того момента в Комитет по транспортно-транзитной политике обратились порядка 20 инвесторов, пять из которых начали проводить изыскательские работы.

Текст: Сергей Бардин