Загородный малоэтажный рынок «проседает». Но недавний кризис тут ни при чем. Проблема в том, что девелоперы не учитывают новые тренды в покупательском спросе на жилье в Ленобласти, считают эксперты. Правда, сами они не могут прийти к единому мнению, какой из трендов важнее, но уверены, что расти рынку не с чего.
О проблемах и перспективах развития рынка загородного домостроения рассуждали участники круглого стола «Пригород – новый тип расселения», прошедшего в рамках XXII Ярмарки недвижимости.
Руководитель проектного направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Эдуард Бозе:
Рынок пригородной недвижимости стоит, так как концепция развития этой зоны зашла в тупик. Спрос на этом рынке сейчас диктуют не люди, а «гибриды» - «человек, плюс телефон, плюс машина». То есть тот, кто готов купить недвижимость за городом, оценивает ее с точки зрения не только стоимости, но и транспортной доступности, а также наличия устойчивой телефонной и интернет-связи.
Сейчас на каждую тысячу петербуржцев приходится по 400 машин и больше тысячи телефонов. Еще десять лет назад этого не было. Поэтому и требования к загородному проживанию предъявлялись совершенно другие. Кроме того, граница между рабочим временем и досугом у людей стирается. Все большее значение приобретают так называемые деловые развлечения, когда люди решают вопросы бизнеса и отдыхают, развлекаются одновременно. Им нужно, чтобы их жилье находилось на территории с развитой досуговой инфраструктурой.
Еще один важный фактор: за город выносятся виды деятельности, которые всегда считались сугубо городскими. Например, промышленное производство, офисы и т. д. А значит, тем, кто будет жить за городом, не обязательно каждый день ездить в Петербург на работу. Это опять же требует соответствующей инфраструктуры.
У нас же девелоперы и чиновники продолжают относиться к пригороду как к спальному району Петербурга, откуда люди ежедневно отправляются на работу в город. В итоге все проекты для постоянного проживания в пригороде привязываются к вылетным магистралям, которые забиты машинами уже сейчас. Те компании, которые придерживаются этой стратегии, проживут недолго. Выиграют те, кто будет продавать другой образ жизни.
Ведущий аналитик ГК «Бюллетень недвижимости» Сергей Бобашев:
Вот уже примерно лет десять ситуация на загородном рынке напоминает мне положение на рынке автомобилей начала 1990-х. В продаже были только «лохматые» жигули и черные мерседесы. Середины не было. Потом сформировалось разнообразие: мерседесы – не только черные, но и красные, зеленые, синие, а в сегменте между жигулями и мерседесами появилось много более демократичных, но при этом качественных машин, доступных даже тем, кто ездил на жигулях.
С недвижимостью сейчас то же самое происходит. В роли жигулей – дачные и садоводческие домики, а им противостоят дорогие коттеджи, причем все одинаковые, как черные мерседесы. Но такой динамики, как с автомобилями, на этом рынке нет – спрос другой.
Загородная малоэтажная первичная недвижимость – это примерно 11 тыс. объектов во всех категориях. При этом состоятельных людей, которые могут себе позволить купить такое жилье – всего 60-100 тыс. человек. Те богатые люди, которые хотели купить коттеджи, уже их купили. По два коттеджа у нас мало кто покупает. Новый спрос формируется в основном за счет пополнения рядов состоятельных людей, а это происходит очень медленно. Средний же класс, который мог бы приобретать дома в Репино и Комарово для постоянной жизни, у нас почти отсутствует. То есть массовому покупателю такая недвижимость не доступна. Я не беру в расчет объекты типа «Новой Ижоры» (малоэтажный поселок в Пушкинском районе Петербурга реализует компания «
Балтрос». – «БН.ру») – это нельзя назвать классическим коттеджным поселком, это скорее одноэтажная хрущовка.
С другой стороны, жизнь за городом у нас не может быть постоянной. Семьи, где есть родители среднего возраста и дети-школьники, не поедут в пригород – там нет ни школ, ни нормальной медицинской помощи, ни прочей инфраструктуры. Особенно очевидными эти минусы стали в последние два года, когда обнаружилось, что у нас бывает зима. Даже те, кто вроде бы переехал на постоянное жительство за город, вернулись обратно в Петербург. Потому что если на своем джипе ты худо-бедно еще доберешься в город и обратно, то, случись что, «газель» скорой помощи по сугробам и нечищеным дорогам к твоему коттеджу не поедет.
Дача – другое дело. Это продукт понятный. Она для того, чтобы на лето отправить туда тещу с детьми. А вот как связать город с пригородом, чтобы можно было полноценно жить за городом? Решения пока нет.
Советник руководителя ГК «Стинком» Светлана Невелева:
Нужно разделять два понятия: Ленобласть – как место для жителей самой области и Ленобласть – для горожан. Это принципиально разные модели. В качестве катализатора тут очень четко выступила зима. Петербуржцы, почувствовав неудобства этой зимой, потянулись обратно в город, а областным жителям выбирать не приходится, они вынуждены мириться с тем, что есть. Отсюда и разница в подходе к загородному жилью.
Когда мы говорим о петербуржцах, работающих в городе и потенциально имеющих возможность купить загородный дом для постоянного проживания, то нужно понимать, что прежде всего это будет недвижимость эконом-класса. Но будут ли они ее покупать? Вряд ли.
Во-первых, посткризисное развитие инфраструктуры не способно догнать нарастающие потребности. То есть дороги, социальные и коммерческие объекты вроде строятся, но их количество нарастает не такими темпами, какими хотелось бы.
Во-вторых, автомобилизация приводит не к увеличению мобильности населения, а наоборот – к проблемам в этом отношении. Число пробок на въезде-выезде из Петербурга растет, и у людей меняется отношением к километражу как фактору при выборе жилья. Раньше близость к городу была одним из основных конкурентных преимуществ для загородного жилья. А сейчас не принципиально проехать по областным трассам лишние 20 минут, если потом ты час будешь стоять в пробке на въезде в Петербург.
Учитывая это, покупатели загородных объектов эконом-класса, который и составляет основу рынка, - это прежде всего областные жители. Значит, на первое место выходят интересующие их конкурентные преимущества. Это локация, юридически «очищенная» земля, четкие сроки строительства. Я не согласна, что на рынке недвижимости нет «разноцветных мерседесов». Это раньше, что бы мы ни делали, у нас получался трактор «Кировец». А сейчас есть вполне разнообразные машинки. Другое дело, что покупателя в основном интересует «то же самое, но только с перламутровыми пуговицами». То есть недорогие типовые проекты с различными индивидуальными вариантами. Но чтобы они были в достаточном ассортименте, нужен платежеспособный спрос. Банкам придется повернуться к клиентам лицом.
Нет повода для оптимизма
Трудно сказать, какое из этих объяснений отражает наиболее существенные загородные тенденции. Очевидно одно: рынок недвижимости в Ленобласти действительно «спит».
Из почти 15 тыс. домовладений, выставлявшихся на первичном и вторичном загородном рынке в 2010 году, было продано только около 5,2 тыс. (данные Консалтингового центра «Петербургской Недвижимости»). Заместитель генерального директора КЦ «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева уточняет: на первичном загородном малоэтажном рынке (включая элитный, бизнес и эконом-классы) в 2010 году было продано лишь 8-10% от выставленных объектов.
«В целом ситуация на рынке в 2010 году по количеству сделок практически не отличалась от 2009-го, - добавляет директор департамента загородной недвижимости АН «Бекар» Андрей Уманский. – Размер дисконта зависел от финансового положения застройщика: нередко в сложной ситуации застройщик готов был снижать цену даже на 20%».
«Спрос на ипотеку для покупки загородного жилья растет. Если за весь 2010 год было подано всего 45 заявок на покупку дома с земельным участком (выданных кредитов – примерно треть от этого числа), то только за три месяца 2011-го уже поступило 16 таких заявок», - констатирует руководитель петербургского филиала BSGV Елена Шевелева. Однако говорить об ажиотажном интересе заемщиков не приходится – подобные сделки пока исчисляются в Петербурге и Ленобласти лишь десятками.
Управляющий партнер компании GIA Priority (эта фирма занимается брокериджем строящегося коттеджного поселка компании «Династия» под названием «
Уварово» во Всеволожском районе) Анна Каменева подтверждает: по сравнению с продажами квартир число сделок в загородном малоэтажном сегменте меньше в десятки раз. «За 2010 год в 18 пригородных элитных поселках было продано всего около 40 домов. При этом элитных квартир в Петербурге продано 400 за год», - говорит Каменева.
Областные власти не особо стремятся облегчить девелоперам путь на рынок. «Главная проблема для девелоперов в том, что Петербург – это рынок со сложившейся инфраструктурой и правилами игры. А в Ленобласти приходится работать по принципу «сделай сам» - сделай генплан территории застройки, договорись с монополистами, построй дороги, сети, социальные объекты», - признает глава администрации Сланцевского района Ленобласти Владимир Петров.
Эксперты пока не видят поводов для «загородного» оптимизма. Конечно, рынок немного «подрастет», но это лишь объективный подъем – результат затухания кризисных явлений. Принципиальных изменений ждать не стоит. «В 2011 году спрос будет медленно увеличиваться, рост за год составит 10-15%. Возможен рост объема сделок за год примерно на 10% у профессиональных застройщиков. Количество сделок в массовом секторе может увеличиться на 12%. Цены будут оставаться прежними», - предполагает Андрей Уманский.
Текст: Ольга Мягченко