По словам начальника Управления по обращению с отходами Комитета по благоустройству Петербурга Александра Качкина, прежде чем создавать автоматизированную информационную систему (АИС), нужно создать перечень всех образователей отходов (ОО).

Сейчас в Петербурге свыше 2,5 тыс. производителей мусора в нежилом секторе (предприятия, организации и проч.) и еще около 24 тыс. жилых домов. Всех их занесут в единый реестр и каждого мусорообразователя прикрепят к тому или иному полигону твердых бытовых отходов (ТБО) или перерабатывающему заводу. Это будет зависеть не только от местоположения ОО и от объема производимых им отходов, но и от возможностей полигонов и заводов по приему сырья, а также от того, налажен ли у образователя селективный сбор мусора.

Кроме того, в составе АИС предусмотрена электронная биржа отходов. Туда будут поступать данные об объемах образовавшихся ТБО для тех, кто заинтересован в их покупке и продаже. Разработка системы должна завершиться к концу 2011 года.

Сейчас каждый ОО произвольно заключает контракт на вывоз и утилизацию отходов с одним из лицензированных перевозчиков. Всего их в городе 350, но фактически работает лишь около 40, причем примерно 75% ТБО приходится на два предприятия – «Спецтранс №1» и «Спецтранс №6». Нарушить эту монополию остальным перевозчикам не под силу. В результате получается, что два держателя рынка едва справляются с большим числом заказов, а остальные выживают с трудом. Нередко они не довозят мусор до полигонов и заводов, сваливая его в пригородный лес, а деньги за утилизацию, полученные от заказчиков, присваивают. «В прошлом году мы из-за этого «потеряли» около 600 тыс. кубометров ТБО из 8 млн кубометров, которые ежегодно образуются в Петербурге», - сообщил Александр Качкин.

Эксперты считают, что само по себе создание АИС революции в «отхожей» отрасли не сделает. По мнению вице-президента Национального тарного союза Петра Бобровского, ключевым звеном в мусорной реформе должно стать принятие федерального закона об упаковке, который уже восемь лет не может пройти через Госдуму. «Свалки занимают около 400 га территории Петербурга. При этом они на 30% состоят из тары и упаковки. Перерабатывается у нас только 10-15% тары», - заявил Бобровский. Емкость российского рынка упаковки - $28 млрд в год. В кризис его объем немного упал – с $30 млрд в 2008-м до $25 млрд в 2009-м. Но сейчас опять растет. В европейских странах перерабатывается около 80% тары.

В России законодательно не предусмотрена ответственность производителя упакованного товара за его переработку, поэтому сбор и утилизация тары не приносит особого дохода. Если бы в цене товара закладывалась залоговая стоимость упаковки, то покупателям было бы выгодно сдавать тару и получать за это деньги, рассуждает Петр Бобровский.

Правда, его доводы не соответствуют статистике, которую приводит начальник отдела региональных закупок ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Станислав Шитков. Только 37% стеклянных бутылок, которые продает эта компания, россияне сдают в пункты приема. Это средний показатель по стране. В Москве и Петербурге объемы ниже – всего 18% и 23% соответственно. В некоторых городах удалось добиться высокой собираемости: в Омске – 65%, в Ярославле – 48% и т. д. Но даже показателя Украины мы пока не достигли – там возвращается 82% бутылок. То есть хотя залоговая стоимость тары и содержится в цене бутылки пива, это не гарантия того, что потребители пойдут сдавать упаковку. Людям проще выбросить бутылку в мусорное ведро, чем специально идти в пункт сдачи и выручить за нее несколько рублей, поясняют эксперты.

Депутат Московского Городской думы Вера Степаненко считает, что корень проблемы – в безнаказанности нарушителей экологических норм. «В Польше за экологические нарушения предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы от трех месяцев до пяти лет. А у нас нарушителю дешевле оплатить мизерный штраф, чем исправить нарушение», - констатирует Вера Степаненко. Впрочем, она надеется, что «здравый смысл победит», и Госдума в весеннюю сессию примет наконец и поправки в ФЗ №89 «Об обращении с отходами производства и потребления», и специальный закон об упаковке.

Как сообщил Александр Качкин, сегодня первый заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Всеволод Хмыров был вызван в администрацию президента РФ на совещание как раз по поводу этих законодательных инициатив. Президент намерен лично контролировать проблему обращения отходов, о которой он в своем прошлогоднем послании к Федеральному собранию сказал, что она переросла в плоскость национальной безопасности.

Текст: Ольга Мягченко