Помимо Vinci интерес к одному из важнейших инфраструктурных проектов Петербурга проявили их соотечественники из Egis Project SA, а также австрийские строительные компании Strabag AG и Alpina Bau GmbH. Конкуренцию им постарается составить трио наиболее крупных и известных на рынке петербургских строительно-монтажных предприятий – «Пилон», «Мостотряд №19» и «Мостострой №6».

Любопытно, что ещё 3 года назад трое из перечисленной семерки были не соперниками, но союзниками. В июне 2008 года комиссия под председательством губернатора Петербурга Валентины Матвиенко приняла конкурсное предложение от консорциума «Невский меридиан» на реализацию концессионного соглашение по строительству ЗСД. В него входили как Strabag и Egis, так и «Мостотряд №19». Однако вскоре последовавший экономический кризис консорциум развалил.

Самым устойчивым финансовым положением обладает европейский лидер строительного рынка - Vinci S.A. По данным консалтингового агентства Bloomberg, французы уже четвертый год лидируют в своей отрасли по объему оборотных средств. Компания имеет богатый опыт строительства и реконструкции крупных объектов — аэропортов, небоскребов, магистральных дорог.

Кстати, в Петербурге Vinci S.A. уже успела проявить себя. Так, в конце 1990 - начале 2000-х она вместе с Метростроем и Impregello ликвидировала размыв между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества», установила ныне демонтированную «Башню мира» на Сенной, а также возвела ТРК «Радуга» на проспекте Космонавтов. Кроме того, в начале текущего года Vinci и кипрская фирма First Quantum Partners создали консорциум «Невская концессионная компания», подавший заявку на строительство Орловского тоннеля.

Не менее известна и Strabag - крупнейшая австрийская компания с годовым оборотом около 10 млрд евро. Она реализует проекты более чем в 20 странах мира, специализируется на строительстве зданий и гражданском строительстве, возведении дорог, прокладке тоннелей, а также реализации проектов государственно-частного партнерства (что должно особенно понравиться конкурсной комиссии). На счету австрийцев несколько построенных бизнес-центров в Москве.

Французская строительная компания Egis специализируются на возведении объектов транспортной инфраструктуры, и в последние несколько лет строит более чем по 1 тыс. км дорог ежегодно. Что касается Alpine Bau GmbH, то ее оборот составляет «всего» порядка 3,5 млрд евро, зато специализация наиболее разнообразна: компания осуществляет деятельность в области наземного и подземного, железнодорожного строительства, в области сооружения мостов, специальных глубинных проектов, а также возведения электростанций.

Все четыре иностранные и три петербургских компании с легкостью вписываются в рамки требований к потенциальным инвесторам. У всех имеется опыт привлечения финансирования в инфраструктурные проекты в течение последних 10 лет, с объемом инвестиций не менее 7 млрд руб., при стоимости проекта не менее 10 млрд руб.

Отметим, что ЗСД является довольно привлекательным проектом для европейских инвесторов. Хотя бы потому, что вложив 80 млрд руб. и завершив строительство трассы в 2014 году, инвестор еще 27 лет сможет «отбивать» вложенные средства. Трасса поступит ему в собственность, причем целиком (вместе с Южной и Северной частями) – со всеми вытекающими последствиями. То есть владелец сможет собирать плату за проезд в свою пользу или, к примеру, использовать дорогу в качестве обеспечения для банковских кредитов.

Справка БН:
Общая стоимость создания ЗСД составляет 212 млрд рубл. Из них 82 млрд выделит федеральный центр, 50,71 млрд – частный инвестор, 54 млрд – Петербург и 25 млрд будут добавлены за счет облигационного займа. На строительство Южного участка уйдет 47 млрд рублей, его планируют сдать полностью к концу текущего года. Северный участок обойдется примерно в 30 млрд, – его, в свою очередь, закончат в конце 2012 года. На сегодня ЗСД уже поглотил 35,7 млрд. Для завершения строительства в 2011 году из федерального бюджета потребуется 7 млрд, а из городского – 4 млрд рублей.

Текст: Павел Гинёв