По разным оценкам, объем рынка SPA в Петербурге и Ленинградской области составляет около 33,4 млн долл. Хотя из-за кризиса развитие SPA-индустрии в городе замедлилось – по данным Knight Frank Saint-Petersburg, в период с 2008-го по 2010 год открылся только «Гранд Петергоф СПА Отель» между Петергофом и Стрельной, – эксперты отмечают в этом сегменте незначительное падение. По их подсчетам, оно составляет не более 10%. Устойчивость рынка игроки объясняют тем, что клиенты петербургских SPA-заведений – представители населения с высокими доходами.
Отдохнуть с пользой
Из-за кризиса закрылись только небольшие предприятия, которые, по сути, являлись тривиальными банными комплексами. Центры, предоставляющие классические SPA-услуги, остались на плаву, хотя ни сейчас, ни в дальнейшем особого роста не покажут. По прогнозам аналитиков, в течение ближайших пяти-десяти лет рынок будет увеличиваться не более чем на 5-10% в год, после чего достигнет насыщения.
На сегодняшний день в Петербурге в формате SPA предоставляют услуги 50 салонов, еще 11 объектов располагаются в пригородах. Крупных SPA-центров в городе около десяти, среди них «Аква-Марин» на проспекте Энгельса, велнесс-центр «Римские каникулы» при аквапарке «Вотервиль», женский клуб Body Tonus. В пригородах в основном расположены SPA-отели. Наиболее значимые для рынка, по данным Knight Frank Saint-Petersburg, сконцентрированы в Курортном, Приозерском, а также в Петродворцовом районах.
Аналитики департамента стратегического и инвестиционного консультирования ЗАО «МКД Партнер» отмечают рост частных инвестиций в реконструкцию объектов SPA-индустрии. Помимо уже существующих загородных SPA-центров, созданных на базе пансионатов и санаториев (например, «Аквамарин», «Гелиос», «Орловский», «Белые ночи»), в ближайшие годы на рынок выйдут как минимум еще три аналогичных объекта. Так, инвестиционная компания «Евроинвест» планирует реконструировать одну из старейших петербургских бальнеогрязевых здравниц – санаторий «Сестрорецкий курорт». Инвестор намерен благоустроить и переоборудовать пляж общей площадью 5900 кв. м, переоборудовать водо- и грязелечебницу в SPA-центр и построить многофункциональный досуговый комплекс. Кроме того, в планах компании возведение апартаментов на 3600 гостей и строительство трехэтажных корпусов класса «люкс». Общая площадь вновь построенных объектов может достигнуть 214 тыс. кв. м.
Российско-немецкая компания РЭК также объявила о планах вложить около 30 млн долл. в реконструкцию санатория в Кингисеппе, ранее принадлежавшего компании «Фосфорит». «Мы намерены расширить номерной фонд, создать SPA-центр и бассейн», – объяснил генеральный директор РЭК Николай Лобков. По тому же пути пошла и УК «Туррис», которая во второй половине нынешнего года готова приступить к реновации отеля «Балтиец» и пансионата «Буревестник» в Репино. После обновления, которое обойдется инвесторам в 1 млрд руб., это будет современный загородный комплекс с аквацентром. «Концепция комплекса «Буревестник» предполагает значительное расширение спектра услуг, в том числе спортивных и водных развлечений, а также улучшение качества номерного фонда, – рассказывает руководитель группы исследований Knight Frank Saint-Petersburg Олег Громков. – Кроме того, планируется продвигать услуги в сегменте корпоративных клиентов. Проект очень перспективен и будет востребован широкой аудиторией, что подтверждается проведенными компанией Knight Frank исследованиями потребительских предпочтений».
«И все же большинство SPA-отелей – продукт нового строительства, – считает Громков. – Чаще всего это загородные комплексы, рассчитанные на жителей Петербурга, желающих отдохнуть с пользой для организма. Например, «Игора», «Гранд Петергоф СПА Отель», «Скандинавия», «Старая Мельница».
Ступеньки доходности
По словам Олега Громкова, здания под SPA-комплексы в аренду берут крайне редко. Почти всегда – это собственность, поскольку этот бизнес требует специального оборудования и значительных вложений. Даже на организацию совсем небольшого салона площадью 150-300 кв. м нужно не меньше 200 тыс. долл. А в среднем первоначальные инвестиции в так называемые SPA одного дня, включающие все необходимые кабинеты, которые можно посещать в любое удобное время, составляют около 400 тыс. долл. Под такие салоны обычно отводится 300-600 кв. м. В России запрещено оснащать саунами салоны, расположенные в жилых домах, поэтому оптимальным вариантом будут пристроенные помещения или отдельно стоящие здания. Доход от работы SPA одного дня составляет примерно 20-30 тыс. долл. в месяц. Стопроцентной заполняемости салона можно достичь не ранее, чем через два-три года работы.
Вложения в специализированный SPA-центр на порядок выше. От простого салона он отличается тем, что, помимо всевозможных обертываний и массажей, в SPA-центрах предусмотрен бассейн с целебными настойками, а также банные процедуры. Клиент может провести в заведении целый день, переходя от одной процедуры к другой. Доход владельца подобного SPA-центра начинается от 50 тыс. долл. в месяц. Минимальные вложения – от 1,3 млн долл. «Для организации SPA-центра необходимо помещение от 600 кв. м до 4-5 тыс. кв. м, – рассказывают эксперты ИА «Помощь бизнесу». – Стоимость оснащения такого объекта колеблется от 1,5 тыс. до 5 тыс. долл. за кв. м, в зависимости от типа отделки, концепции и оборудования».
А вот инвестиции в SPA-отель – наиболее перспективное направление в SPA-индустрии – растворяются в общих затратах, поэтому SPA при отеле показывает гораздо более высокую рентабельность, нежели отдельно стоящий SPA-центр. «Это связано с тем, что расходы на общую инфраструктуру отеля ложатся на весь комплекс, соответственно, себестоимость SPA в данном случае снижается, – объясняют аналитики PKF Hospitality Research. – Основные расходы на содержание SPA в отеле ложатся на оплату труда специалистов. Если рассматривать долю оплаты труда в эксплуатационных расходах в процентном отношении, то она будет составлять более 70%. Понятно, что чем более квалифицированный специалист работает с клиентом, тем большие затраты предстоят предприятию, но и отдача будет соответствующей».
Нет худа без добра
По статистике, основными потребителями SPA-услуг в Петербурге являются мужчины и женщины 35-45 лет с высоким уровнем доходов. Средний класс и малообеспеченные люди не могут позволить себе релаксацию в SPA, поскольку все SPA-заведения, которые представлены на петербургском рынке, ориентируются на премиум-сегмент. «У нас посещения SPA-салонов ассоциируются с чем-то дорогим и недоступным, в то время как на Западе они входят в повседневные расходы среднестатистического потребителя», – констатирует генеральный директор УК Else Group Ирина Стрельникова. По данным Гильдии SPA, стоимость SPA-процедур в Европе составляет 70 евро, в США – 75 долл. в России – от 100 долл. В действительности, чтобы провести один день в петербургском SPA-центре, потребуется значительно больше денег – примерно 350-400 долл.
Несмотря на это аналитики Международной ассоциации SPA (ISPA) уверены, что этот вид бизнеса ожидает светлое будущее: основной причиной, которая заставляет людей тратить кровно заработанные на дорогостоящие SPA-процедуры, является желание избавиться от стресса и раздражения. А, по данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году пять основных заболеваний человечества будут связаны именно со стрессом. Так что вполне возможно, что потребность посещать SPA-заведения появится не только у клиентов с туго набитым кошельком, но и у остальных петербуржцев. Таким образом, спрос увеличится, вслед за ним начнет расти предложение, и на рынке установятся нормальные среднеевропейские цены.