Штрафы за складирование строительных отходов в неположенных местах должны составлять 250 тыс. руб. Об этом сегодня заявил председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по Санкт-Петербургу Дмитрий Голубев.

Ежегодно стройки Петербурга выдают 15 млн кубометров отходов, включая грунты со стройплощадок. С 2003 года в городе действует распоряжение администрации, согласно которому на каждый строительный объект должен разрабатываться техрегламент по обращению со строительными отходами. Данный документ помимо всего прочего включает копии договоров с перевозчиками и получателями стройотходов.

По словам Дмитрия Голубева, главная задача при утилизации строймусора – максимальное его использование как вторичного ресурса. «В этом плане программа по рекультивации заброшенных карьеров Ленобласти для петербургских застройщиков является хорошим стимулом для легализации отходов. Строителям проще заключить договора на вывоз строительных отходов, нежели платить отчисления за негативное воздействие на окружающую среду»,- говорит Дмитрий Голубев.

«Информация по техрегламентам, которую предоставляют нам коллеги, – уникальная,- подчеркивает начальник департамента государственного экологического контроля Комитета госконтроля природопользования и экологической безопасности Ленобласти Сергей Грибалев. – У нас до сих пор таких регламентов нет. Мы с помощью этой информации можем отслеживать, вывозятся ли и в каком объеме строительные грунты на полигоны и карьеры».

Но не весь строительный мусор с петербургских строек довозят до Ленобласти. Часть отходов сваливают в неположенных местах – в городе сейчас насчитывается от 40 до 70 несанкционированных свалок (свыше 50 кубометров отходов). По словам Дмитрия Голубева, количество их сокращается, но окончательно решить проблему пока не удается. «Контроль осуществляем с помощью вертолетов - 2-3 раза в месяц совершаем облет прилегающих к городу территорий на предмет выявления новых свалок»,- говорит чиновник. Нарушителей ловят, но рычагов воздействия на них недостаточно - в основном это индивидуальные перевозчики, которых нанимают компании по вывозу и утилизации строительных отходов. «Сейчас штраф на физлиц составляет 5 тыс. руб., тогда как за ночь владелец автотранспорта может заработать до 30-40 тыс. руб.»,- говорит Дмитрий Голубев. По его мнению, выход – в ужесточении законодательства, и в частности повышении штрафных санкций: максимум за такие виды правонарушений для физлиц и индивидуальных предпринимателей должен составлять 250 тыс. руб. Либо даже конфискацию транспортного средства.

Рычаги воздействия на заказчиков работ по вывозу мусора есть, считает  заместитель директора НП «Союз экологов Северо-запада» Эдуард Блинов.  «Например, можно установить требование, чтобы договора предусматривали ответственность генподрядчика за действия своих подрядчиков. А проще всего проблему решить таким образом, чтобы строители работали только с добросовестными компаниями, хорошо зарекомендовавшими себя на рынке», - полагает эксперт.

Текст: Александр Смирнов