Главная претензия коллегии Счетной палаты РФ состоит в том, что ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» (ДСТО) «не обеспечило достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств». Что, по мнению руководства ведомства, «не согласуется с принципом результативности и эффективности использования средств федерального бюджета».
Дирекции припомнили высокую стоимость строительства КАД. А также – тот факт, что расходы по переустройству нефтепродуктопроводов при строительстве моста через Большую Охту записали на непредвиденные расходы и оплатили за счет федерального бюджета. Как выяснилось, ДСТО потратила на эти цели 300 млн рублей.
Ненадолго простили
Но больше всего руководство Счетной палаты возмутил тот факт, что ДСТО самостоятельно устранила колеи на участках кольцевой, хотя они находились на гарантийном обслуживании у подрядных организаций. В результате федеральный бюджет потерял 218,7 млн рублей.
История с устранением колейности КАД получилась весьма комичной. Сначала руководители ДСТО заявили, что потребуют от ЗАО «Производственное объединение «Возрождение» и НПО «Космос» отремонтировать участок кольцевой от Выборгского шоссе до Шафировского проспекта. Правда в итоге ДСТО исправила неровности сама, а к подрядчикам подала иски о взыскании средств. В октябре прошлого года дела отозвали. Причины столь странного поступка в дирекции комментировать не стали, но намекнули, что собираются судиться со строителями кольцевой по другим правовым основаниям.
«Если мы что-то скажем, то сформируем определенное общественное мнение, которое косвенно может оказать давление на суд. Однако могу вас уверить, что это не последние разбирательства с подрядчиками строительства кольцевой», - заявлял пресс-секретарь ДСТО Алексей Измайлов.
В начале февраля ДСТО вновь подало иски к ПО «Возрождение» и НПО «Космос». С первого требуют взыскать 144,8 млн рублей, со второго - 65,7 млн. Для чего надо было отзывать иски, а позже подавать их снова, в дирекции не говорят.
ДСТО и дороги
Исход этих судебных процессов предсказать невозможно: разбирательства только начались. Впрочем, у подрядчиков есть свои, вполне весомые аргументы.
Так, по словам официального представителя НПО «Космос» Андрея Коновалова, все работы проводились в соответствии с утвержденным ДСТО проектом, строительными нормами и правилами. «Пропускная способность участка кольцевой, где образовалась колейность, по проекту составляла около 7 тыс. автомобилей в сутки. Однако сейчас этот показатель доходит до 200 тыс. единиц. Колейность образовалась не по вине подрядчиков, а из-за неправильной эксплуатации дороги. Ее ремонт надо проводить за счет средств эксплуатирующих организаций, а не строителей кольцевой», - считает он.
По логике подрядчиков, колеи образовались из-за нарушений режима эксплуатации дороги. Вместо положенных 110 км/ч петербуржцы гоняют 150-160, портят дорогу шипованной резиной своих авто (из-за чего ежегодно КАД лишается двух сантиметров асфальтового покрытия). Да к тому же ездят по кольцевой без особой на то нужды, чем нарушают и без того небольшие показатели пропускной способности КАД. Виновата и погода - температурные скачки от -30 до +40 явно не способствуют нормальной эксплуатации кольцевой. О внедрении новых технологий строительства, которые бы соответствовали реалиям современной жизни, пока, видимо, не задумываются.
У Счетной палаты есть претензии и по формальным признакам. Как заявили в ведомстве, эксплуатация дороги не обеспечила разгрузку центра Петербурга от транзитного транспорта, а на самой кольцевой постоянно скапливаются пробки. Более того, палата уже направила информационные письма в правительство и МВД РФ, а также - представление в Росавтодор.
Пока в ДСТО хранят молчание и претензии Счетной палаты не комментируют. «В ближайшее время мы дадим развернутый комментарий по этому вопросу. А пока изучаем суть выдвинутых претензий», - заявил «БНгазете» Алексей Измайлов.
P.S.
В настоящее время ДСТО продолжает судебные войны с бывшим подрядчиком строительства кольцевой - компанией «Еврострой». Эта фирма задолжала дирекции порядка 400 млн рублей. Сейчас ведомство пытается взыскать аванс в 80,9 млн рублей за строительство пятого лота - участка КАД от Ржевки до Шафировского проспекта. Контракт с «Евростроем» на строительство пятого лота расторгли еще в июне прошлого года. Тем временем, «Еврострой» обжалует решение первой и апелляционной инстанций, которые постановили взыскать с компании 292,2 млн рублей за невыполнение работ по первому лоту (от поселка Бронка до автодороги «Нарва»).
Правда с бывшего подрядчика вряд ли удастся что-то взыскать. По словам адвоката юридической конторы Гессена Андрей Тындик (представляет интересы ДСТО в судах против «Евростроя»), на сегодняшний день перспектив получения денег практически нет. «Если раньше у этой компании было какое-то имущество в виде строительной техники и других активов, то сейчас это полностью «пустое» общество с уставным капиталом в 10 тыс. рублей», - пояснил он. Не исключено, что у Счетной палаты появятся претензии и по этому скандалу.