Первыми развивать идею электронных продаж недвижимости начали американцы больше десяти лет назад. В основном такой инструмент применялся для продажи банковских залогов – квартир, перешедших в собственность финансовых учреждений после того, как их предыдущие владельцы оказались не в состоянии погашать ипотечный кредит. Для скорейшей продажи таких активов, содержание которых требует постоянных дополнительных затрат, банки заключают соглашение с аукционными домами, реализующими эти объекты на традиционных торгах и онлайн-аукционах. Продают недвижимость онлайн и в Европе, в частности в Германии. В России такой вид торгов пока не прижился. В прошлом году отдельные риэлторские компании и электронные площадки предпринимали попытки провести онлайн-аукционы в Москве, однако о результатах торгов и о том, состоялись ли они вообще, так и не было сообщено. В этом году идею продаж недвижимости через интернет снова подхватили риэлторы, открыв в Петербурге свой интернет-магазин.
В погоне за мечтой
В частности, с инициативой интернет-торгов в начале 2011 года выступила компания «НДВ-СПб» – филиал московской «НДВ-Недвижимость». Агентство продает квартиры своего партнера-застройщика, компании «ЛЭК», в Петербурге. Также при помощи данного сервиса можно приобрести недвижимость в Москве и Сочи. Чтобы купить квартиру онлайн, нужно зайти на сайт компании и заполнить заявку, указав в ней характеристики интересующего вас объекта. После чего заявка поступит к менеджеру, который в течение 24 часов свяжется с потенциальным покупателем для обсуждения конкретных пожеланий и уточнения деталей планируемой покупки. Специалист также проинформирует клиента о возможностях привлечения кредитных средств для сделки. Затем на электронную почту потенциального покупателя отправляются расчет стоимости выбранной недвижимости и условия ее продажи.
Если после такого общения клиент принимает решение о покупке, ему нужно лишь отправить менеджеру скан своего паспорта. Далее ему на почту высылается подписанный от имени компании договор (скан – на электронную почту, оригинал – с курьером DHL). Клиент может подписать договор и совершить платеж в указанный в документе срок, при этом иногородним покупателям даже не придется покидать родной город.
«Наш интернет-магазин официально запущен 9 февраля. За столь короткий промежуток времени еще рано подводить какие-либо конкретные итоги, поскольку как правило аналогичные сервисы первый месяц проходят техническую обкатку, – говорит Александр Хрусталев, генеральный директор «НДВ-СПб». – Но уже можно сказать, что с первого дня работы магазин стал пользоваться популярностью у наших потенциальных покупателей, и каждый день мы получаем от 50 до 100 заявок. Причем к нам поступают заявки по всем объектам примерно в равных долях, то есть от покупателей недвижимости эконом-, комфорт- и бизнес-класса. А вот статистику по географии продаж мы еще не проводили».
Киберриски
Ряд петербургских застройщиков согласны, что такой инструмент продаж имеет право на существование и даже может представлять определенное преимущество перед конкурентами. «Думаю, это достаточно перспективный инструмент, хотя на первом этапе – лишь как вспомогательный канал продаж. Тем не менее не исключаю, что его распространение будет со временем расти», – рассуждает Александр Лелин, генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест».
Однако пока что для большинства покупателей недвижимости, привыкших к личному общению с продавцом, такой способ продаж – слишком смелое новшество. Покупатели квартир, стоимость которых начинается в Петербурге от 1,5 млн руб., предпочитают из первых уст выяснять все нюансы сделки, условия оплаты и прочие детали. Кроме того, потенциальные покупатели всегда запрашивают много дополнительной информации, начиная от разрешительной документации застройщика и заканчивая подробным обсуждением условий договора и схемы оплаты. Все это до сих пор решалось только в процессе личного общения продавца и покупателя. Через интернет, считают эксперты, можно лишь забронировать приглянувшуюся квартиру, чтобы в дальнейшем обсуждать подробные условия сделки лично. Даже иногородние покупатели сейчас находят время приехать к продавцу для осмотра объекта и уточнения всех деталей – стоимость проезда до места строительства несоизмеримо ниже возможных финансовых рисков при дистанционной покупке квартиры.
Однако в компании «НДВ-СПб» уверены, что юридическая продажа недвижимости через интернет не более рискованна, чем продажа традиционным методом, когда клиент приходит в офис застройщика. По мнению Лелина, основной риск в данном случае заключается не в возможных дефектах оформления сделки, а, скорее, в отсутствии у клиента полного представления о том, какой именно объект он покупает: «Если приобретать квартиру у заведомо надежной компании, чья репутация на рынке много лет не вызывает сомнений, то никакой разницы в способах покупки нет, так как условия оформления сделки будут идентичны и для очных, и для заочных покупателей, – отмечает он. – Риск в этом случае заключается лишь в возможном недостатке информации о покупаемом объекте, так как решение будет приниматься, исходя из документов и данных, которые компания разместит на сайте. Покупатель лишается возможности, скажем, просмотреть оригиналы каких-то разрешительных документов, а также лично посетить место, где расположен дом, и своими глазами увидеть как внутреннюю, так и внешнюю инфраструктуру объекта и его окружение».
Поборники традиций
Однако много у подобного способа продаж недвижимости и противников, уверенных в обреченности такого начинания. «Если фирмы рассчитывают продавать объекты по фотографиям, без предварительных встреч и обсуждений, то это не будет работать, – убежден Леонид Сандалов, заместитель директора агентства недвижимости «Бекар». – Если в интернет-магазине, продающем фотоаппараты, к примеру, человек, прочитав характеристику продукта, комментарии и советы людей, которые уже приобрели такой товар, может представить ясную картину и решить, стоит ли покупать, то в интернет-магазине по продаже недвижимости такая схема неприменима. Интернет в данном случае – не продавец, а посредник между владельцем и потенциальным покупателем. Если в случае с фотоаппаратом покупатель может возвратить приобретенный товар в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», то квартиру он вернуть не сможет. Поэтому риски огромны, и снизить их практически невозможно».
Также интернет-магазин недвижимости не предоставит своим клиентам главного преимущества других аналогичных сервисов – возможности купить товар дешевле, чем в обычном магазине. «Стоимость жилья, реализуемого через интернет-магазин, полностью соответствует нашему прайсу, и никакой разницы в цене между покупкой через интернет или через офис продаж нет, а так как мы являемся эксклюзивными продавцами объектов строительной компании «ЛЭК», то и цены у нас – от застройщика», – отмечает Хрусталев. То есть упор компания делает на то, что покупатели в данном случае не переплатят за квартиру, однако ни о каких дополнительных скидках речь не идет.
В то же время клиентам, приобретающим недвижимость дистанционно, будет наравне с их «очными» коллегами предоставлена возможность получить ипотечный кредит или купить квартиру с рассрочкой платежей. Также для них будут доступны все прочие опции, имеющиеся на конкретном объекте, как если бы клиент пришел к риэлторам или застройщику лично.
В XXI век
В вопросе соотношения возможных прибылей и затрат на создание нового сервиса мнения экспертов в большинстве случаев совпадают: затраты при формировании ресурса будут небольшими, как и стоимость его обслуживания. Соответствующий интернет-магазин создается как правило собственными силами компании, в данном случае – ее IT-специалистами. Но агентству придется нанять дополнительных людей, которые будут сортировать поступающие в магазин заявки и перенаправлять их профильным менеджерам. Для большей наглядности компания «НДВ-СПб» установила на продаваемых через интернет объектах веб-камеры (сейчас их семь), чтобы иногородние покупатели могли наблюдать за стройкой в режиме онлайн. Это также можно отнести к дополнительным затратам.
Пока самым действенным остается традиционный способ продажи. Однако риэлторы полагают, что за интернетом – будущее. «Думаю, такой инструмент продаж, как интернет-магазин, будет развиваться в любом случае, – полагает Ирина Кольцова, менеджер Сестрорецкого отделения ООО «Александр Недвижимость». – Ведь для строительных компаний важна скорость, с которой за свое жилье можно получить наличные деньги».
«Кроме того, открыть представительства во всех регионах России может далеко не каждая компания. Поэтому интернет-магазин – тот способ, который позволит без значительных затрат обеспечить максимально широкий охват аудитории», – добавляет Дмитрий Кулик, ведущий специалист по новому строительству агентства недвижимости «Итака».
Но видны преимущества и недостатки нового сервиса будут только через год его работы, когда этот канал продаж перестанет быть новшеством для потенциальных покупателей, а у застройщика накопится определенная масса объектов, проданных с помощью интернета. К тому же время для обкатки новых технологий сейчас самое подходящее: рынок недвижимости остается относительно спокойным и предсказуемым, а цены на недвижимость – стабильными.