Покупательская способность петербуржцев не безгранична, и если сети будут и дальше разрастаться, их прибыль не увеличится, а напротив, начнет снижаться.
Собственно говоря, процесс уже пошел. По данным агентства «Инфо-лайн», за первые девять месяцев 2010 года показатель продаж в магазинах сети гипермаркетов «Карусель», которая за год прибавила две торговые точки, снизился на 20%. При этом сопоставимые продажи в гипермаркетах «Лента», количество которых в 2010 году не изменилось, по данным компании, выросли на 24%.
Съедим себя сами
Петербургский рынок продовольственных сетей считается одним из самых насыщенных в России. Если сопоставить число продуктовых магазинов с количеством жителей, то по уровню их концентрации Северная столица обскакала даже Москву. Эксперты Центра пространственных исследований подсчитали, что на данный момент в Петербурге действуют 11 сетей гипермаркетов, которые включают в себя 53 торговые точки. 21 сеть работает в формате «супермаркет», под брендами которых действуют более 500 магазинов. Кроме того, в городе открыто более 220 дискаунтеров, принадлежащих 14 сетевым маркам.
Между тем петербуржцы все меньше и меньше склонны тратить много денег на продукты и товары повседневного спроса. Если до кризиса жители нашего города готовы были оставлять в продуктовых магазинах половину своей заработной платы, отдавая предпочтение качественным, элитным товарам, то сейчас вектор поменялся на 180 градусов. В 2010 году цены на продукты выросли на 12,9% – против 6,1% в 2009-м. При этом реальные доходы населения в IV квартале 2010 года поднялись всего на 2,4% – против 8,2% в IV квартале 2009-го. В связи с этим аналитики отмечают, что продуктовая корзина обитателей Северной столицы стала значительно скромнее, и на сегодняшний момент по розничному товарообороту на душу населения Петербург демонстрирует катастрофически низкие цифры. «Среди городов-миллионников у нас худший показатель – всего 127 тыс. руб. в год на человека, – рассказывает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. – В Москве, например, эта цифра составляет 236 тыс. руб. в год, в Екатеринбурге – 276 тыс., в Краснодаре – 288 тыс. руб. в год». По мнению Ивана Федякова, нынешнему потребителю не нужно так много торговых объектов.
Кроме того, аналитики отмечают, что петербургские ритейлеры зачастую стремятся расположить слишком близко друг к другу несколько сетевых объектов одного бренда. Например, Приморский район, на территории которого сосредоточено наибольшее количество торговых площадей (17%), буквально усеян гипермаркетами «О'Кей». Из 10 гипермаркетов 5 принадлежат этой сети. Эксперты считают, что рано или поздно «О'Кей» станет жертвой рыночного «каннибализма». То есть возникнет ситуация, при которой объем сбыта товарной продукции в одном магазине будет увеличиваться только за счет его снижения в другой товарной точке.
Гиперрасширение
Несмотря на это, сеть по-прежнему стремится к расширению. В течение 2010 года «О’Кей» почти в два раза увеличил свою долю на рынке гипермаркетов – до 48,1%, открыв семь новых магазинов этого формата. На сегодняшний момент – это самая крупная сеть гипермаркетов в Петербурге, насчитывающая 35 торговых точек. Благодаря ее стараниям, Петербург, по данным INFOLine, занял максимальную долю сетевой розничной торговли (более 70%) среди городов России. И более половины от этого количества приходится на гипермаркеты.
Рост сети никак не отражается на финансовых результатах. По крайней мере, пока. Напротив, генеральный директор компании Патрик Лонге считает, что увеличение прибыли в 2010 году в значительной степени обусловлено экспансией компании, которая была проведена в соответствии с планами ее развития. «“О’Кей” продемонстрировал уверенный рост торговой выручки как по показателю сопоставимых продаж (like-for-like), так и в целом, – говорит глава «О’Кей». – Что касается показателя сопоставимых продаж, то вслед за IV кварталом 2009 года, когда прирост данного показателя достиг минимального значения, мы наблюдали ускорение темпов его роста в течение 2010 года. Торговая выручка компании в рублях (без НДС) выросла на 21,9%, до 81,688 млрд руб., за 2010 год. Я убежден, что повышение чистой выручки связано с увеличением торговых площадей на 23,6% и ростом сопоставимых продаж на 7,7%».
В связи с такими успехами компания возобновила строительство второй очереди торгового центра «О’Кей» на Московском проспекте, возле станции метро «Электросила». Девелопером проекта выступает компания «Доринда Инвест» (владельцы сети создали ее специально для реализации подобных проектов), уже идет поиск арендаторов. Общая площадь проекта – 28,5 тыс. кв. м, объем инвестиций эксперты оценивают в 25,7 млн евро. Кроме того, в 2011 году компания предполагает построить еще 10 новых гипермаркетов.
Два других лидера рынка – «Карусель», которой принадлежит 17 гипермаркетов, и «Лента» (14 торговых точек) – пока не планируют дальнейшего развития. Равно, как и другие операторы этого сегмента.
Супермаркеты тоже растут
По сравнению с гипермаркетами, супермаркеты пока занимают значительно меньшую долю на рынке, но всеми силами пытаются ее увеличить. В отличие от крупноформатных магазинов, которые совсем не представлены в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, эти торговые объекты в огромном количестве расположены по всей территории города. Тем не менее кризис не прошел незамеченным для этого сегмента – в 2010 году доля супермаркетов в обороте рынка составила менее 25%, хотя в 2006-м им принадлежали 32%. «Покупатели ориентируются по ценовому уровню магазинов, постепенно переходя на товары категорий средних и низких цен и сокращая расходы на продукты питания в целом, – комментирует аналитик информационно-аналитического департамента Центра пространственных исследований Иван Петров. – Все это ведет к значительному ослаблению позиций формата “супермаркет”». Участники рынка, тем не менее, не сдаются.
Лидирующие позиции здесь занимает сеть «Пятерочка» (принадлежит компании Х5 Retail Group), у которой самое большое число магазинов почти во всех районах города. Сейчас в Петербурге работают 238 торговых точек «Пятерочка», которые занимают более 50% петербургского рынка сетевых супермаркетов. Второе место – у «Перекрестка», также входящего в структуру Х5 Retail Group. В результате ребрендинга сети супермаркетов «Патэрсон», который произошел в минувшем году, количество «Перекрестков» в Петербурге увеличилось до 30. В этом году Х5 Retail Group уже начала пожинать плоды прошлогодней экспансии. Сопоставимые продажи в магазинах Петербурга сократились на 12%. Фактически рост – около 7% – показали только «Пятерочки», которые, по оценке Центра пространственных исследований, находятся в промежуточном классе, являя собой нечто среднее между мягким дискаунтером и экономичным супермаркетом. В супермаркетах «Перекресток» динамика сопоставимых продаж составила 0%. Однако в компании считают, что подобные результаты – следствие усилившейся конкуренции в Петербурге, и в ближайшее время планируют открыть еще один «Перекресток» на Малом проспекте ПС.
На долю ТД «Интерторг», в управлении которого сейчас находятся 12 магазинов «Идея», приходится около 11% сетевых супермаркетов города. По всей видимости, эта цифра в скором времени увеличится, поскольку политика компании также предполагает расширение.
Что касается дискаунтеров, то бесспорный лидер здесь – торговая сеть «Дикси», которая в начале февраля за 20 млрд руб. без учета долговой нагрузки выкупила 100% акций ГК «Виктория», владеющей магазинами у комплекса «Квартал». Таким образом, к уже имеющимся 38 магазинам «Дикси» добавила еще 21 торговую точку, заняв более половины рынка в этом сегменте. Следом за «Дикси» идет «Полушка» – на ее долю приходится свыше 20% рынка. Замыкает тройку лидеров сеть «Нетто», располагающая менее чем 20 магазинами, что позволяет ей занимать 8% рынка сетевых дискаунтеров.
Обороты снизятся
По мнению экспертов, динамика оборотов крупнейших розничных компаний в 2011 году будет сокращаться. Если раньше увеличение площадей гарантировало рост прибыли, то теперь приоритеты ритейлеров сместились с экспансии и роста на эффективность бизнеса. Новые магазины будут появляться, однако если их владельцы продолжат открывать торговые точки без учета результатов геомаркетингового анализа, игнорируя территории-лакуны, жители которых не обеспечены продовольственными магазинами сетевого типа, они станут жертвами экономического каннибализма. Эксперты также прогнозируют значительное увеличение количества сделок по продаже отдельных объектов проблемных сетей ввиду ограниченных финансовых возможностей большинства игроков.