Впрочем, нововведением закон, уже принятый в первом чтении, назвать можно с большой натяжкой. Дорожные фонды существовали в России в 1990-е годы, но в 2000 году были ликвидированы, а финансирование дорог во всех регионах осуществлялось напрямую из бюджета. Мотивировали такое решение в российском правительстве тогда довольно лаконично: средства использовались неправильно, в том числе из-за коррупции среди топ-менеджмента.

Однако в конце 2010 года кабинет Владимира Путина передумал и внёс в парламент законопроект, регламентирующий создание в России федеральных и региональных дорожных фондов, что некоторые эксперты уже поспешили назвать «революционным шагом». По прогнозам Минфина, федеральный фонд в 2011 году составит 377 млрд рублей, в 2012 году – 348 млрд рублей, а в 2013 – 408 млрд. Для сравнения: в прошедшем году на строительство дорог в бюджете было заложено 274 млрд рублей.

Что касается региональных фондов, то они должны заполняться ещё быстрее: от 370 млрд. рублей в нынешнем году, до 526 млрд. к 2013 году. Правда, на всех, а не на каждого. По словам депутата петербургского ЗАКСа Игоря Риммера, средства в региональный дорожный фонд будут поступать из акцизов на бензин, процентов от инвестпроектов, связанных с дорожно-строительными работами, а также штрафов за различные нарушения, допущенные подрядчиками.

«Вообще, этот закон назрел уже давно. Думаю, что в самое ближайшее время он будет принят Госдумой во всех трёх чтениях», - заявил он.

Директор ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов эту новость воспринял с одобрением. И подкрепил свою позицию конкретными цифрами. «В 90-е годы бюджетные средства в дорожном фонде защищались от внутрибюджетной конкуренции, а начиная с 2000 года, всё стало «сливаться в общий котёл». И одна из причин, почему качество дорог в городе оставляет желать лучшего, состоит в том, что их ремонт последние годы финансировался по остаточному принципу. А ведь только транспортный налог мог в прошлом году аккумулировать в городе до 8 млрд рублей. Напомню, что именно такая (причём рекордная) сумма выделялась на поддержание дорожно-транспортной сети в 2010 году. То есть с помощью регионального дорожного фонда можно серьезно укрепить позиции содержания и эксплуатации магистралей», - подчеркнул он.

Игорь Риммер добавил, что появление дорожных фондов напрямую сыграет на руку строительному рынку. Но только лишь при условии, что оставшиеся в нём средства смогут переноситься на следующий год. «В этом случае у государства появится возможность заключать долгосрочные контракты с подрядчиками. А те, в свою очередь, смогут закупать новую технику под конкретные проекты», - считает депутат.

Впрочем, председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов отнесся к идее воссоздания дорожных фондов с долей скептицизма.

«Автомобилистам, в общем-то, всё равно. Им нужен конечный результат. Но в случае с дорожными фондами, накопить в них средства можно только за несколько лет. А за это время, как у Ходжи Насреддина, «или ишак помрёт, или шах». То есть концепция за это время может поменяться. Тем более, что у бизнеса уже давно есть обоснованные сомнения в целесообразности долгосрочных «игр с государством», - говорит Холодов.

К тому же, по словам экспертов, у чиновников, отвечающих за распределение средств из дорожного фонда, может появиться новая отговорка в ответ на претензии о недостаточном качестве выполненных работ – « а вы посмотрите, сколько налогов заплатили автовладельцы».

Текст: Павел Гинёв