О своей законодательной инициативе представители Счетной палаты (СП) рассказали сегодня, 21 февраля, в ходе парламентских слушаний в Госдуме по поводу контроля за госзакупками.

Поправки на закупках
СП предлагает для определенных категорий госзакупок ввести многоэтапные конкурсы с предквалификационным отбором участников. Проводить экспертизу контрактов на коррупционность не после торгов, а до начала их. Закрепить приоритет отечественных производителей, а также утвердить закрытый перечень «измеряемых показателей, правоспособности, финансовой устойчивости и квалификации участников торгов и условий допуска к исполнению заказов для государственных и муниципальных нужд». Чтобы не допускать к торгам недобросовестных участников, предлагается обязать каждого претендента предоставлять банковскую гарантию выполнения подряда.

Действующий закон, по мнению аудиторов СП, с одной стороны, создает идеальные условия для коррупции, с другой – провоцирует участников торгов на неприкрытый демпинг.

Например, главные критерии при отборе подрядчика для строительства объекта за бюджетные средства – цена контракта и срок исполнения работ. Побеждает тот, кто в заявке запросит наименьшую сумму и обозначит наименьший срок. Члены конкурсной комиссии не имеют права потребовать от претендента, чтобы он подтвердил, что обладает достаточным опытом работы, имеет нужную технику и специалистов для выполнения подряда. В итоге в торгах часто побеждают фирмы-однодневки, а сами конкурсы превращаются в демпинговые войны. Петербургский рынок весь прошлый год будоражили истории с судами вокруг компании «Флора», которая не смогла построить несколько участков кольцевой автодороги (КАД), а также с конкурсами по западному скоростному диаметру (ЗСД), где победители снижали первоначальную цену контракта на 25-30%.

По данным председателя СП Сергея Степашина, в 2010 году в целом по стране было выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 483,9 млрд руб. Из них 37,5 млрд – нарушения, связанные с размещением госзаказа. Гендиректор одной из петербургских строительных компаний в доверительной беседе с корреспондентом «БН» предположил, что в действительности бюджеты всех уровней пострадали в десятки раз больше. «Изначально в стоимость контракта закладывается примерно 30% на бюрократические и коррупционные расходы. Это не значит, что эти 30% можно сэкономить. Наоборот, чаще всего для качественного выполнения подряда денег нужно больше, чем определено заказчиком. И чтобы чиновники закрыли глаза на очевидные недостатки и приняли работу, приходится давать взятки», - пояснил собеседник на условиях анонимности.
В октябре прошлого года примерный порядок воровства подтвердил президент РФ Дмитрий Медведев, сообщив, что ежегодно около 1 трлн руб. «спиливается» на госзакупках – из 5 трлн, которые каждый год разыгрываются на торгах.
О том, что закон о госзакупках нуждается в корректировке, говорят с 2006 года – времени, когда этот документ вступил в силу. В Госдуму регулярно поступают пакеты поправок к нему, но не доходят даже до первого чтения. Очередная инициатива сейчас готовится в Смольном. Как сообщила заместитель председателя петербургского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Наталья Стратонова, перечень предлагаемых изменений в 94-ФЗ поступит в Госдуму к 1 июля 2011 года. Основные новации – введение предквалификационного отбора и пересмотр критериев выбора победителя торгов.
За «живые» торги
Генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин отмечает: перечисленные Счетной палатой поправки устранят наиболее проблемные места в 94-м законе. Но этого не достаточно. По его мнению, для многих категорий госзакупок неприемлема система электронных аукционов – нужны «живые» торги. Стоит также ввести в закон понятие о демпинговом контроле – по образцу европейского законодательства. «В Европе предложения участников торгов, которые предлагают цену более чем на 10% ниже стартовой, специально рассматриваются конкурсной комиссией», - поясняет Журбин.
С ним согласен и глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга Юрий Агафонов. Он полагает, что от участников, занижающих стартовые цены, нужно требовать детального обоснования, за счет чего они рассчитывают добиться экономии.
Генеральный директор ОАО «Мостоотряд №19» Ефим Иголинский добавляет: «В последнее время часто и много говорится о недостатках действующего 94-ФЗ и о последствиях его несовершенства. Прежде всего, это отсутствие квалификационного отбора участников торгов. Отсюда многочисленные срывы сроков строительства, расторжение контрактов, судебные разбирательства между заказчиками и подрядчиками. В данном случае не надо ничего изобретать, достаточно обратится к мировому опыту строительства. Во всем мире взаимоотношения заказчика и подрядчика регулируются международной Федерацией инженеров-консультантов (FIDIC), которая разработала типовые формы контрактов между заказчиком и подрядчиком, заказчиком и инженером. И все торги проходят с обязательной предквалификацией. При внесении поправок в 94-ФЗ достаточно учитывать мировой опыт. Вторым недостатком является введение электронных торгов на крупные инфраструктурные проекты. Ссылка на то, что это полностью позволяет избавиться от коррупции, мягко говоря, вызывает определенный скепсис. А то, что на крупные инфраструктурные проекты выбор подрядчика невозможен с помощью аукциона, не подлежит комментарию. Экономия бюджета, о которой все говорят, достигается на стадии проведения торгов. При этом далее нет анализа экономической эффективности выполнения проекта. Кроме того, определение победителя только по цене и отсутствие антидемпингового законодательства ведет к подаче безответственных ценовых предложений компаниями, не имеющими соответствующей квалификации. Их цель, как правило, - возможность допуска к серьезным финансовым потокам, а далеко не выполнение обязательств по контракту».

Текст: Ольга Мягченко