Неудобные вопросы участники градсовета стали задавать сразу после выступления автора проекта архитектора Виктора Ясса. Тон задал главный зодчий Петербурга Юрий Митюрев: он поинтересовался, каким образом Виктор Ясс получил этот заказ. Тот сообщил, что его архитектурное бюро заказчик выбрал на конкурсе.

Архитектурный конфуз
Это заявление вызвало бурю негодования со стороны других архитекторов, которые, как оказалось, тоже участвовали в разработке проекта на разных его этапах.

Архитектор Владимир Григорьев, проектировавший «Галерею» и другие известные здания Петербурга, заявил, что «Северная корона» (нынешний собственник участка и недостроя на набережной реки Карповки, 31, лит. А) задолжала его компании сотни тысяч рублей. «Мы занимались этим проектом несколько лет – создали архитектурную концепцию, согласовали ее у главного архитектора. Документы были готовы для прохождения экспертизы. Получив их, «Северная корона» прекратила с нами общаться. И за выполненную работу не рассчиталась»,– пожаловался Владимир Григорьев.

Правда, как пояснила представитель «Северной короны» Татьяна Отрешко, ее компания действительно направляла заявки нескольким архитектурным бюро. «Мы хотели выяснить, какая из компаний может спроектировать на этом участке здание общей площадью 60 тыс. кв. м. Речь шла лишь о неких предложениях, а не об архитектурных концепциях. Архитектурная мастерская Виктора Ясса предложила самые оптимальные пространственные характеристики объекта – с ней мы и заключили контакт»,– рассказала Татьяна Отрешко.

Следующие полчаса участники градсовета высказывали претензии к «Северной короне» и обсуждаемому проекту.

«Заказчик некорректно поставил задачу перед архитекторами, в результате чего сразу несколько бюро втянулись в начало проектных работ. Есть нерешенные этические и финансовые вопросы. Поэтому рассмотрение проекта надо отложить до их решения»,– заявил архитектор Михаил Кондиайн.
Впрочем, Юрий Митюрев сказал: вопросы морали надобно решать на комиссии по этике при Союзе архитекторов. А Градсовет, по его словам, дан для обсуждения проблем сугубо архитектурных. Некоторые участники предложили вновь провести конкурс, дабы у общественности была возможность выбора лучшего варианта.

На защиту «Северной короны» неожиданно встал архитектор Евгений Герасимов. Он заявил, что у его компании никаких проблем с этой фирмой не возникало. И вообще, «не стоит обсуждать вопросы этики перед телекамерами».

Проклятое место
В итоге большинство участников градсовета высказались против проекта, предложенного Виктором Яссом.

«Простые архитектурные формы, нехарактерные для застройки этой части города», «неясные доминанты в виде башен», «отсутствие эффектных градостроительных решений» – вот лишь небольшая часть замечаний к проекту. 

Концепцию здания предложили доработать, а в кулуарах зодчие обсуждали загадочные события, происходящие вокруг недостроя уже почти двадцать лет. 

Гостиницу на набережной реки Карповки решили построить еще в конце 80-х по заказу Госкомтуризма СССР. Для этого снесли расположенные здесь доходный дом 1899 года постройки и Карповские бани, в которых, по весьма достоверным данным, мылись Григорий Распутин и Николай II.

Отель должен был стать символом туристического потенциала Ленинграда. Строительство вела югославская фирма «Монтекс», но в начале 90-х государство отказалось финансировать проект. После чего, в 1992 году, достройку поручили АООТ «Интер-Отель Петроград», 92% акций которого достались банку «Санкт-Петербург». Финансисты заключили контракт с турецкой АТА: отель, который уже назвали «Северная корона», хотели сдать к 1995 году. Когда здание было практически готово к открытию, в нем произошло зловещее событие. На банкете, посвященном 5-летию банка «Санкт-Петербург», на глазах у приглашенного бомонда скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

После чего на гостиницу обрушилась череда невзгод. Участок с недостроем переходил из рук в руки, а сам отель постепенно ветшал – территория покрывалась бурьяном, осыпалась внутренняя отделка. Полтора года назад появилась информация о том, что гостиницу снесут. Собственник отеля – ООО «Северная корона» – решил построить на ее месте жилой комплекс площадью 65 тыс. кв. м.
Теперь планы инвестора отодвинуты на неопределенный срок. Удастся ли реализовать проект в ближайшей перспективе – пока неясно. Первый архитектор гостиницы на набережной Карповки Марк Рейнберг относится к проекту весьма скептически: «это проклятое место, и на нем ничего хорошего не выйдет».

Текст: Сергей Бардин