Об установлении окончательного срока завершения строительства второй сцены Мариинского театра заявил глава министерства культуры Александр Авдеев. Еще в декабре 2010 года Авдеев обещал, что вторую сцену откроют одновременно с реконструированным Большим театром осенью 2011 года. Задержка со сроками, по словам министра, произошла «по объективным обстоятельствам». «По сравнению с предыдущим проектом Перро нынешний театр имеет внутри больше объема, отсюда и некоторое удорожание и затягивание по срокам – там больше работы по климатическим системам и противопожарной безопасности», – цитирует чиновника РИА «Новости».
В трех актах и одной визе
Идеей реконструкции исторического здания Мариинки и ее экспансии за Крюков канал Валерий Гергиев впервые поделился с Борисом Ельциным в 1997 году. Но договориться об этом Валерию Гергиеву удалось лишь с и. о. президента Владимиром Путиным, посетившим в 2000 году вместе с Тони Блэром мировую премьеру оперы «Война и мир». Владимир Путин придал задаче государственный масштаб, и проект, разработанный петербургской администрацией, перекочевал в руки федеральных чиновников.
Первый тендер «на выполнение архитектурно-градостроительной и финансово-экономической концепции» развития Мариинского театра был проведен Госстроем России в конце 2001 года. Победу разделили петербургский архитектор Олег Романов при поддержке консорциума «Российская финансовая коллегия» и американец Эрик Оуэн Мосс в тандеме с девелоперской группой Samitaur Smith из Лос-Анджелеса. Впрочем, они были единственными допущенными к конкурсу участниками. Проект Мосса, позднее прозванный «стеклянными мешками с мусором», вызвал большие протесты и горожан, и архитекторов.
Следующий конкурс стартовал в июне 2002 года, когда правительство РФ решило обойтись без инвесторов и построить новое здание театра за государственный счет. Для размещения второй сцены Мариинского театра разрешили снести целый квартал: под снос попали Дворец культуры имени Первой пятилетки и фрагмент Литовского рынка Джакомо Кваренги.
Второй по счету конкурс был проведен в полном соответствии с международными стандартами и общественными настроениями. Конкуренцию Моссу с его новой версией стеклянных мешков составили пятеро знаменитых иностранцев – Ханс Холляйн (Австрия), Эрик ван Эгераат (Нидерланды), Доминик Перро (Франция), Арата Изодзаки (Япония), Марио Ботта (Швейцария) и пять российских команд – Андрей Боков в паре с Олегом Романовым, Юрий Земцов с Михаилом Кондиайном, Сергей Киселев, Александр Скокан и Марк Рейнберг с Андреем Шаровым. Победил в конкурсе Доминик Перро с «Платьем императрицы», как он назвал свой проект. В народе он стал более известен как «Золотой купол». Как рассказывают очевидцы, сам проект не понравился Владимиру Путину. Кроме того, стоимость его осуществления, которое поручили специально созданной Северо-Западной дирекции по строительству Министерства культуры РФ, возросла практически в два раза. Кроме того, практически сразу между представителем заказчика и архитектором пробежала черная кошка. Итогом конфликта стало то, что 2007 году французу указали на 400 ошибок в проектной документации. А потом и разорвали контракт.
Осенью 2008 года заказчики неожиданно объявили об отказе от ключевого элемента проекта – идеи купола. Он был объявлен непрактичным и диссонирующим с традиционной исторической застройкой. Новый архитектурный конкурс выиграл проект канадского архбюро Diamond&Schmitt Architects вместе с российским генпроектировщиком, Конструкторским бюро высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС). Еще почти два года потребовалось на проектирование и согласование проекта с Главгосэкспертизой, виза которой была получена в конце прошлого года.
Ночи – в опере
В ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», которая является заказчиком строительства, информацию о переносе сроков подтвердили. «Все строительные работы будут завершены к концу этого года»,– заявила представитель СЗД Наталья Бабаджанян. «Оставшееся время уйдет на сдачу объекта и пуско-наладочные работы. У нас же уникальный объект, которому нет аналогов в мире»,– добавила она. По ее словам, сроки согласованы со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с Валерием Гергиевым, художественным руководителем Мариинского театра.
С представителями маэстро связаться не удалось. В КБ «ВиПС» от комментариев отказались, пояснив, что их компетенция завершилась после утверждения проекта в экспертизе.
По данным СЗД, всего на строительство второй сцены Мариинского театра уже потрачено 13,7 млрд руб., из них на строительные работы – 7,6 млрд, на проектно-изыскательские – 1,5 млрд, на театральное оборудование (которое уже несколько лет пылится на складах) – 2,124 млрд руб. Остальное пошло на снос исторической застройки, его компенсацию и прочие незапланированные Главгосэкспертизой расходы. Лимит средств, выделенный федеральным бюджетом на завершение строительства, в 2011 году составляет 5,4 млрд руб. Это 99% от окончательной суммы 5,484 млрд руб., которые Главгосэкспертиза разрешила потратить на долгострой сверх утвержденной четыре года назад сметы.