Эксперты уверены: в полном финансовом ауте магазины для животных не окажутся никогда. Что бы ни случилось, на лакомства и лекарства для своих любимцев хозяева всегда найдут средства. Даже кризис не оказал негативного влияния на развитие сегмента торговли зоотоварами – оборот по-прежнему растет на 15–20% ежегодно. Это не удивительно: хотя бы одно домашнее животное есть у каждой второй петербургской семьи.

По оценкам экспертов, на сегодняшний момент объем петербургского рынка зоотоваров составляет около 13 млрд руб. Наибольшую долю на рынке занимает сеть зоомаркетов «Ле'Муррр» (входит в состав холдинга «Иванко»), которая насчитывает 38 магазинов. Более 30 специализированных магазинов «Леопольд» и «Наш зверолаш» с торговыми площадями от 25 кв. м до 200 кв. м принадлежат компании «Критц». Сеть «Золотая рыбка» владеет 25 магазинами. У зоомагазинов «Вака» – 22 объекта, у «Зообум» – 10. Крупнейшая в России сеть Cats & Dogs в Петербурге насчитывает пока всего семь магазинов. Остальные игроки рынка являются единичными операторами и имеют по один-два магазина. Всего в Петербурге, по разным оценкам, от 200 до 400 зоомагазинов.

Зооглобализация
До 2010 года зоомагазины в Петербурге занимали минимальные по размеру площади. Несмотря на постоянный поток покупателей, владельцы, как правило, ограничивались скромным ангаром в 100 или, в лучшем случае, в 200 кв. м и простейшей раскладкой товара. В прошлом году рынок товаров для животных в Петербурге стал развивать более крупный формат. Пионерами этой тенденции стали два крупнейших российских оператора – сеть специализированных зоомагазинов Cats & Dogs и сеть товаров для животных «Ле'Муррр». В первые дни лета 2010 года они практически одновременно порадовали петербуржцев открытием новых просторных магазинов. Так, 3 июня в торговом центре «Гарден-Сити» в Лахте начал работать первый в городе гипермаркет товаров для животных сети «Ле'Муррр» площадью 1100 кв. м. А спустя десять дней в ТК «Норд» на проспекте Просвещения появился зоомаркет Cats & Dogs, занявший 630 «квадратов».

По мнению экспертов, интерес к масштабным проектам не случаен. Несмотря на более длительные сроки окупаемости, коммерчески они существенно рентабельнее, нежели небольшие отделы в торговых комплексах и магазины у дома. «Обширные площади позволяют нам получать более выгодные ставки и преференции от торговых центров», – рассказывает директор по маркетингу Cats & Dogs Кирилл Плющев. Свою роль сыграла и коррекция арендных ставок в сторону снижения, которая произошла в сегменте торговой недвижимости после 2008 года. Она также стала дополнительным стимулом для более активной экспансии и наращивания инвестиций в расширение сетей. Кроме того, в крупноформатном маркете появляется возможность выставить весь ассортимент магазина, который в Cats & Dogs, например, насчитывает 15 тысяч наименований товаров.

Все это дает повод предполагать, что в ближайшие годы сетевые магазины будут увеличиваться в масштабах. Развитие же рынка зоорозницы в нашей стране пойдет по сценарию продуктовой, то есть сетевая торговля вытеснит одиночных игроков. «Это перспективный формат, по мере развития рынка компании будут увеличивать площади своих магазинов», – уверена генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.

Сервис просто зверский
Эксперты отмечают, что в основном владельцы животных приобретают корма, которые составляют 75–80% от общего объема продаж. Следом за ними идут туалеты и наполнители, затем лекарства, витамины и средства для притупления сексуальных желаний у половозрелых кошек и собак и только уж потом – одежда и косметика. Однако этот необязательный сегмент зообизнеса приносит весьма ощутимую прибыль, занимая 8% в общем товарном объеме. Для любителей поухаживать за домашними питомцами «по-взрослому» производители товаров для животных изощряются, как могут. Например, бразильская компания Pet Society поставляет на петербургский рынок профессиональную косметику для кошек и собак. Причем красота животных стоит порою больших денег, нежели человеческая. Так, 50 мл солнцезащитного крема для собак SPF 30, который защищает кожу животного с небольшим волосяным покровом от вредного воздействия солнечных лучей, стоит 528 руб. Примерно за такую же цену можно приобрести и стимулирующую соль для SPA-ванн у собак и кошек. А еще есть система уменьшения жирности шкуры, цветная краска для окрашивания шерстяных прядей у собак, которая «позволяет владельцам животных добавить своим питомцам чуточку индивидуальности в соответствии с воображением владельца». Ну и, конечно же, быстросохнущий лак для когтей, обогащенный D-пантенолом. Смех смехом, но, по мнению экспертов, группа покупателей, ориентированных на этот гламурный ассортимент, становится обширнее. Кроме профессионалов (заводчиков и владельцев выставочных животных), товарами этой группы все чаще стали интересоваться обеспеченные владельцы собак и кошек элитных пород.

Помимо товаров для животных, зообизнес включает в себя целый ряд сопутствующих услуг – ветеринарные, груминг (парикмахерские услуги), фитнес, а также продажу самих животных. В гипермаркете Cats & Dogs стеллажи с товаром занимают примерно 45–50% торговой площади, остальное – так называемые сервисные отделы (около 20%) и экспозиция животных (25–30%). Ритейлеры зоотоваров считают, что сервисные услуги формируют лояльность к бренду и создают дополнительный товарооборот. «Если груминговый отдел расположен в известном магазине, то он вызовет определенное доверие у потребителя. Пока животное стрижется, у хозяина всегда есть возможность что-то выбрать в торговом зале, проконсультироваться у специалиста. Все консультации и советы будут подкреплены действием – необходимые средства можно будет тут же приобрести», – поясняет Кирилл Плющев.

Продажа живого товара также приносит доход, и сейчас крупные сети начинают довольно активно развивать этот сегмент. Например, в гипермаркете «Ле’Муррр» в Лахте можно приобрести не только традиционных хомячков и морских свинок, но и настоящую экзотику – игуан, гекконов, хамелеонов, кайманов, лягушек и змей, пауков и шиншилл. Кроме того, «Ле’Муррр» собрал 15 видов декоративных птиц, в числе которых есть какаду, жако и ары.

Растет и ширится
Рынок товаров для животных в Петербурге будет и дальше развиваться. Прежде всего, об этом красноречиво свидетельствуют планы столичных инвесторов, которые стали с интересом смотреть в сторону петербургского рынка. Так, магазин в Колпино уже открыла московская сеть «Бетховен». Судя по тому, что сейчас компания активно ищет под аренду торговые помещения площадью 200–600 кв. м, не за горами появление еще нескольких. «Рынок, несмотря ни на что, остается весьма перспективным и, конечно, располагает существенным потенциалом для роста, – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Поэтому вполне логично, что игроки рынка, не испытывающие существенных финансовых затруднений, в первую очередь – крупные профильные компании, продолжают достаточно активное развитие, открывая новые торговые объекты, ориентируясь на увеличение рыночной доли, в том числе – на перспективных локальных рынках».

Местные операторы также продолжают открывать новые торговые точки. Например, в середине декабря на Дачном проспекте начал работу зоомагазин, в котором представлен полный ассортимент продукции от компании «Зоомир». До сих пор «Зоомир» работал только в сегменте интернет-продаж. Третий магазин в формате гипермаркета планирует открыть и сеть «Ежкин кот».

Есть перспективы роста и у интернет-продаж. Сегодня их доля не очень велика, но прагматичных, ленивых потребителей, у которых нет ни сил, ни времени на походы по магазинам, становится все больше. Увеличилось и количество петербуржцев, которые активно пользуются кредитными картами и имеют постоянный доступ в интернет. Сейчас к их услугам зоомагазины Domenik-spb.ru , «ДИНГОZOO.RU», «Зоомагазин», Zoook, «Иванко». Магазин «Бетховен» помимо интернет-продаж предлагает своим клиентам заказывать товары по телефону.

Текст: Татьяна Елекоева