– Как рынок строительных материалов пережил 2010 год?
– С апреля прошлого года начался роста и оживление рынка в целом. Однако на этом фоне цены на материалы вели себя неоднозначно. Например, с лесопиломатериалами все было предсказуемо, включая сезонный дефицит. Существенный ценовой рост произошел лишь по некоторым позициям. К примеру, кирпич и цемент сильно не подорожали, а вот кровельные и теплоизоляционные материалы выросли в цене очень ощутимо. Рост был связан с проблемами поставок этой продукции на рынок, иными словами - с дефицитом продукции, которого в последние два года не было.
– А что случилось с поставками?
– Во-первых, у многих компаний товарный запас не был рассчитан на растущий объем закупок. Во-вторых, в каждой цепочке поставки товаров к конечному потребителю всегда задействовано несколько компаний, а вот скорость принятия решений на фоне быстро меняющегося спроса была очень невысокой. К тому же, честно скажем, многие компаний не стремились резко увеличивать объемы. Их понять можно, — резко увеличивать объемы означает резко увеличивать затраты, снижая рентабельность бизнеса. И с этой точки зрения, лучше не догрузить предприятие и остаться с определенной нормой рентабельности, чем удовлетворять спрос и ничего не зарабатывать. Попросту говоря, они не пытались совершать подвиги, чтобы удовлетворить спрос.
– Вы хотите сказать, что спрос на эти материалы в прошлом году рос большими темпами?
– Рынок строительства возрождается. К тому же спрос на эти материалы формировался не только за счет рыночного спроса, но и под влиянием социально-политических факторов. К примеру, строится Сочи. Туда нужны материалы? Даже если Сочи от нас далеко, то средняя полоса России - рядом. Как известно, там идет массовое восстановление жилья после летних пожаров. Поскольку это - первоочередные задачи, поставки в остальные регионы происходило по остаточному принципу. Теперь представим: есть несколько предприятий, чьи заводы рассчитаны на поставки по всей России, и чтобы в этом году перекрыть локальный дефицит, надо построить новый завод. Окупаемость такого предприятия - 15 лет, к тому же его еще и построят только года через четыре. А каков будет рынок через четыре года? Поэтому, я думаю, сложившееся положение дел не изменится и в 2011 году.
– Что вы, как специалист, еще отметили в ушедшем году?
– Снижение качество многих товаров. К примеру, мы у себя в компании стали замерять ленту для швов гипоскартона. На упаковке, производитель указывает ширину — 45 мм ширина длину — 153 м. Начинаем мерить: ширина — 38 мм длинна — 132 м. Или на коробке подвесного потолка указано 8 мм, а он оказывается 6 мм. Такой продукции стало очень много, а потом мы спрашиваем, почему у «О`Кея» крыша падает. Сейчас мы ищем в Китае поставщиков, и нас там спрашивают: вам как - для всего мира делать, или как для русских?
– Может это такая программа экономии?
– Экономия — это когда ты ешь бутерброд без масла, и ты это знаешь. Когда тебе вместо обещанного килограмма мяса, продают девятьсот грамм — это уже воровство.
– Снижение качества очень заметно?
– Пока не по всей номенклатуре товаров, но данный тренд становиться все очевидней, а перечень - все больше.
– А как будет развиваться ситуация со стройматериалами в этом году?
– Ничего особенного не случится. Если говорить о ценах, то предпосылки для их роста — увеличение стоимости энергоносителей и коммунальных расходов. Других факторов, общих для всего рынка строительных материалов, нет. Хотя необходимо отметить факт, сдерживающий рост цен, — снижение курса иностранных валют. Я думаю, удорожание будет в среднем в пределах 5% от текущих цен.
– Однако вы сами с оптимизмом смотрите в будущее, если развиваете свою сеть?
– Сегодня наша сеть насчитывает семь торговых точек «Петрович» в Петербурге, три в Ленинградской и Новгородской областях. В этом году мы планируем открыть базы «Петрович» в Луге и Кингисеппе. Еще у нас есть два производства: сухих смесей и арматурной сетки. Имеется металлобаза. Кроме того, в прошлом году мы начали вывод на рынок нового бренда «Уровень». Магазины под этой маркой будут открываться в формате стройбаз. В отличие от «Петровичей» они сосредоточатся в более низком ценовом сегменте. Пока открыт только один «Уровень», но не исключено, что в Ленобласти и Петербурге в ближайшие годы появится еще несколько торговых точек под этой маркой.
Также сейчас мы модернизируем сеть «Петрович» - на всех строительных базах, которые работают под этой маркой в Петербурге, запланировано открытие магазинов cash & carry. Три стройбазы с магазинами уже работают, еще пять будут переформатированы за ближайшие несколько лет.
– Зачем вам потребовалось менять работающую сеть?
– В первую очередь, для увеличения ассортимента и приведения всех петербургских магазинов к единому формату. Так легче контролировать бизнес-процессы, ассортиментную политику и логистику. Ассортимент наших магазинов «Петрович» будет составлять порядка 6 тысяч позиций — примерно вдвое больше, чем на стройбазах без магазинов cash & carry. Кроме того, формат cash & carry более понятен розничным и мелкооптовым покупателям, доля которых среди клиентов растет, хотя основной объем покупателей, как и раньше, приходится на корпоративных клиентов. Если говорить о параметрах магазинов cash & carry, то это торговые залы площадью от 500 до 2 тыс. кв. м, территория под открытое хранение — порядка 1,5 га, крытые складские комплексы порядка 10 тыс. кв. м, и парковка 500 кв. м.
Мы не планируем вкладывать в этот проект какие-то астрономические суммы, так как развиваемся на собственные средства. Доходов за год нам хватает на открытие трех новых качественных точек. В наших планах - инвестировать в развитие порядка €30 млн в ближайшие три года, со сроком окупаемости - 6 лет.
– Намерены ли вы развиваться в области?
– Мы уже развиваемся в регионах. Но там есть определенные сложности. У нас очень высокие требования к инфраструктуре, что сразу означает необходимость больших инвестиций уже на начальном этапе работы. При этом нет никаких гарантий, что инвестиции окупятся. Кроме того, у нас очень «сегментированный» подход: наши потребители в основном - профессиональные строители, и в нашем ассортименте нет почти ничего для «дачников» или «садовников». При этом надо признать, что некоторые базы конкурентов, которые уже работают за городом, в чем-то нас превосходят. Строить магазин крупного формата, и понимать, что большей части потребителей он будет не интересен, — это сомнительный бизнес. В тоже время, если выходить в формате строительной базы, неся мелкие затраты на их открытие, и выставлять там только необходимый ассортимент, - это уже может быть интересно. Но в этом случае появляется риск разрозненности для восприятия всего бренда.
Не надо забывать и о покупательной способности населения, которая в некоторых населенных пунктах в регионах достаточно низкая и не соответствует ассортименту и ценовой политике «Петровича». Так что, возможно, в городах, где для потребителей главным критерием является цена, мы будем открывать «Уровни».
Надо добавить, что в нашей отрасли только пара отечественных компаний и несколько иностранных работают «по-белому», все остальные используют «серые» схемы. Мы работаем и платим все налоги, а у конкурентов персонал работает за 3 тыс. рублей, а касса каждый день крутится в обратную сторону. Нам совершенно не интересно работать в таких условиях – равными их назвать нельзя.