Соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ предлагает внести председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Крашенинников считает, что нужно установить размер минимальной доли в праве собственности на жилое помещение. Минимум, по его мнению, должен зависеть от общей площади жилья. Для помещения не более 30 кв. м минимальная доля одного собственника составит треть, 30–60 кв. м – шестую часть, 60–120 кв. м – десятую часть. То есть если площадь квартиры, к примеру, 30–60 «квадратов», то меньше чем 10 кв. м на каждого собственника приходиться не может. Исключение сделано для жилья общей площадью свыше 120 кв. м и для случаев, когда доля в праве собственности возникает при наследовании.

Депутат также считает, что нужно ввести ограничения на право вселения в квартиру или дом других жильцов. Если при вселении получается, что на каждого проживающего будет приходиться меньше учетной нормы (ее устанавливают региональные муниципалитеты), то нового жильца не пропишут. Родителей, детей и супруга собственника можно вселять без ограничений.

Свои предложения Павел Крашенинников объясняет тем, что когда на одно жилое помещение приходится несколько собственников, доли у некоторых оказываются настолько малы, что распоряжаться своей недвижимостью собственники не могут. К тому же часто в одной комнате оказываются прописанными десятки, а то и сотни граждан. Такая регистрация давно превратилась в бизнес, найти прописанных граждан по штампу в паспорте обычно невозможно – по месту прописки они не появляются, а многие даже не знают, где оно находится. Это почва для легализации криминала, считает Крашенинников.

Проблема еще и в том, что прописать человека в квартиру можно свободно, а выписать – только через суд. В результате нередки случаи, когда злоумышленники регистрируют в жилом помещении десятки граждан, причем владельцы жилья часто даже не знают об этом – оформление проходит по поддельным доверенностям. Собственники же потом получают огромные счета по квартплате, где учитывается количество прописанных.

Гендиректор АН «Итака» Сергей Галалу считает эту инициативу разумной. Это не значит, что нужно возвращаться к советской практике и ограничивать перемещение граждан, рассуждает он. Но потенциальная криминальность существующей системы очевидна.

По разным оценкам, годовой оборот «прописочного» рынка услуг в Петербурге и Ленобласти составляет $100–300 млн, в Москве – $200–400 млн. После кризиса, когда снизилась потребность в рабочей силе, а значит, и прописке гастарбайтеров, объем несколько снизился. Постоянная прописка в Петербурге стоит 50–100 тыс. руб., в Ленобласти – от 30 тыс., в Москве – от 80 тыс. руб.
Опрос рекрутингового агентства HeadHunter показал, что для 92% российских работодателей местная прописка – одно из основных условий приема на работу.

Президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрий Щегельский не согласен с постановкой вопроса: «Надо не бороться с теми, кто делает бизнес на прописке, причем бизнес совершенно легальный, не запрещенный законом, а пересмотреть сам институт регистрации. И регистрация, и учетная норма – это советские пережитки. По большому счету они ограничивают конституционные права граждан на свободу передвижения. И инициатива Крашенинникова также ущемляет эти права. То же касается и ограничения по площади жилья в пересчете на каждого собственника. Если у меня и моих товарищей есть деньги, чтобы купить недвижимость, а потом сдавать ее и получать от этого прибыль, платя налоги, то почему я не могу этого делать?»

Кроме того, отмечает Щегельский, с принятием закона неизбежно возникнут проблемы у тех граждан, которым сегодня принадлежит на праве собственности жилья меньше, чем предлагает Крашенинников. «Как будет решен вопрос с продажей таких долей?» – недоумевает эксперт.

По его мнению, инициатива нацелена на устранение симптомов «болезни», а не на ее лечение. «Не будет такой зависимости разных сторон нашей жизни от регистрации – не будет и этих проблем», – резюмирует Дмитрий Щегельский.

Текст: Ольга Мягченко