Проект в Котельниках компании Hines и российского холдинга «Белая Дача» станет первым в России торговым центром формата «аутлет», который подразумевает продажу одежды люксовых брендов с существенной скидкой.
Как ранее заявляла руководство Hines, состав ритейлеров будет похож на состав арендаторов ЦУМа и ГУМа – плюс Adidas, Reebok, Levis, Hugo Boss и т. п.
Строительство аутлет-центра ведется в две очереди: сдача первой намечена на осень 2011 года, второй – на 2012 год. Общая площадь объекта составит 38 тыс кв.метров, а сам он будет построен на участке в 45 га в подмосковном городе Котельники. Как ранее заявлял в СМИ старший вице-президент и управляющий директор «Хайнс Россия» Ли Тимминс, на конец октября прошлого года 60% площадей первой очереди (24 тыс. кв. метров) уже было зарезервировано будущими арендаторами. По словам руководителя компании, объем инвестиций составит около $200 млн.
Первый пошел
В России Outlet Village Belaya Dacha будет первым объектом такого формата. Однако о желании строить аутлеты заявили несколько компаний. Так, помимо вышеназванного, еще по одному должно появиться в Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области.
Компания FashionHouseDevelopment заявила о строительстве двух аутлетов в окрестностях Москвы и Петербурга. В 2008 году Fashion House Development приобрела землю для первого комплекса в Подмосковье, а в 2009 купила участок под Петербургом в районе Пулково, где планируется реализовать аналогичный проект. Партнером и соинвестором московского проекта стала компания GVASawyer, консультирующая Fashion House Development в России. По планам оба аутлета должны открыться в 2012 году.
Еще один проект анонсировала петербургская компания «Уткина Заводь». Под эти цели компания из принадлежащих ей земель выделила участок площадью 8 га во Всеволожском районе Ленинградской области. В прошлом году компания договорилась о сотрудничестве с европейским оператором аутлет-центров – английским Freeport. Пока компания оказывает консультационные услуги по архитектурной концепции и внутреннему зонированию проекта. Однако в будущем Freeport готов обслуживать этот центр. Сейчас девелопер ищет соинвестора проекта. По планам к строительству центра компания «Уткина Заводь» намерена приступить в апреле 2011 года.
История вопроса
Торговые центры формата «аутлет» несколько десятилетий популярны в США. В Европе они больше всего представлены в Великобритании – более 40. Много центров располагается в Италии, Испании, Франция. В России таких объектов пока нет. Первым должен был стать «Невский Колизей», который в 2006 году начала строить под Петербургом итальянская Margheri Group. Однако летом 2008 года проект был остановлен, а итальянская компания подала иск о признании себя банкротом. Проект площадью 300 тыс. кв. метров с суммарным объемом инвестиций свыше 350 млн евро так и не был реализован.
Сегодня в России существуют лишь торговые центры, мимикрирующие под аутлеты, – всевозможные стоковые магазины. В Петербурге это дисконтный торговый центр «Румба», в Москве – комплекс «Олимпийский», торговый центр в здании завода имени С. Орджоникидзе, где собраны десятки дисконтных магазинов различных марок.
Все впереди
Однако построить и запустить аутлет-центр мало, – необходимо еще грамотно выстроить его работу. По словам заместителя директора департамент консалтинга Colliers Int Евгении Васильевой, у российских операторов нет опыта работы с подобными объектами, а в мире высококлассных операторов не так много, и для того чтобы их привлечь девелоперу – владельцу объекта, необходимо очень сильно постараться. «Арендаторы будут вынуждены поддерживать определенный уровень скидок в течение всего года. В свою очередь, высокие таможенные пошлины и завышенные ставки аренды не позволяют им продавать коллекции по сниженным ценам», – говорит Евгения Васильева.
Эксперт считает, что главная проблема – это нежелание операторов продавать товары дешево. К тому же продавцам легче отправлять нераспроданные коллекции в регионы, где их продают с незначительными скидками. «Длительное время операторы не хотели снижать цены не то что на вчерашний, но и на позавчерашний товар. И понять их можно – зачем снижать цены, если и так продается».
«Этот сегмент торговой недвижимости очень перспективен, и его развитие именно сейчас закономерно и своевременно: рынок созрел», – говорит помощник президента по развитию «GC Development Group» Борис Юшенков.
К тому же эксперты полагают, что до кризиса развитию этого формата торговых центров препятствовала слишком высокая стоимость земли и затраты на строительство были высоки, что сказывалось на ставках аренды для торговых операторов.