Принятый в декабре петербургским парламентом закон вводил административные санкции за организацию самовольных парковок на тротуарах, внутриквартальных дорогах, во дворах и других территориях общего пользования. Это влекло за собой штраф для граждан в размере от 1 до 5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 2 до 10 тысяч, на юридических лиц – от 20 до 50 тыс. рублей. Автор инициативы, глава комиссии ЗакСа по горхозяйству депутат Сергей Никешин, планировал таким образом улучшить транспортную ситуацию в городе и запретить столбики, барьеры и прочие конструкции, посредством которых инициативные граждане или юрлица резервируют места для своих автомобилей по соседству с жилыми или офисными зданиями.

Однако после новогодних каникул закон вернулся в ЗакС с губернаторским вето: юристы Смольного посчитали, что полномочия в данной сфере – прерогатива федеральных законодателей. «Административная ответственность за самовольную установку ограждений на проезжей части дорог и тротуарах уже введена федеральными законами, – говорит первый зампред Юридического комитета правительства Санкт-Петербурга Сергей Макаров.– Правда, штрафы невелики, поэтому нужно выходить с инициативой их увеличения». По словам Макарова, депутаты вправе лишь озаботиться наведением порядка на внутридворовых землях, но и то при условии, что эти земли имеют статус территорий общего пользования. «Если придворовая территория входит в состав общего имущества собственников жилья, порядок ее использования по Жилищному кодексу может устанавливать лишь общее собрание собственников»,– говорит он.

Комитет по законодательству ЗакСа решил не преодолевать вето губернатора. И согласиться с предложением Смольного подготовить для внесения в Госдуму законодательную инициативу по увеличению штрафов за самовольную установку ограждений на проезжей части и парковку машин на тротуарах. По мнению Сергея Макарова, штрафные санкции для граждан нужно установить в размере 5 тысяч рублей – это допустимый федералами максимум.
По словам председателя комитета Виталия Милонова, депутаты также в ближайшее время подготовят новый законопроект, дабы автолюбители больше не городили под парковки внутридворовые территории, не относящиеся к землям ТСЖ. «Мы хотим наделить правом составлять протоколы о подобного рода об административных правонарушениях органы местного самоуправления. Как показывает практика, районные власти просто не в состоянии справиться с этой проблемой»,– сообщил БН.ру Виталий Милонов.

Интересно, что у самих автомобилистов – свой, противоположный, взгляд на проблему. Ставить машины в спальных районах, и особенно в центре города, им реально некуда. «Если автолюбителей станут бить штрафами и сгонять с привычных мест, то ни к чему, кроме как к мордобою, это не приведет», – считает руководитель городского «Автоклуба А24» Денис Шубин. По его мнению, прежде чем принимать подобные законопроекты, городу нужно подумать о порядке выделения территорий общего пользования в аренду собственникам жилья. Чтобы они могли на законных основаниях оборудовать для жителей дома автостоянку с необходимым количеством мест.

Текст: Александр Смирнов