По словам представителей ГУД, документ сейчас прошел все согласования и должен быть принят до конца октября. «В итоге у нас получились три укрупненных класса, разбитых в свою очередь на подклассы», – говорит Ольга Трошева, замдиректора Консалтингового центра «Петербургская недвижимость», один из разработчиков классификации.
По словам эксперта, центральную часть при определении класса объекта занимает местоположение и локальное окружение. «Это важно для правильного позиционирования. Можно находиться в районе, который популярен, но локальное окружение не позволит создать там элитный объект. Поэтому эти два пункта взаимосвязаны, и они на первом месте. Важны и архитектурные решения, ведь, как правило, в бизнес-классе строятся нетиповые проекты. Из потребительских требований – высота потолков, это очень важно. К примеру, в бизнес-классе высота потолков ниже 2,6 м нецелесообразна», – считает она. Кроме того как говорит эксперт, важность в определении класса – наличие паркинга. «В «элите», как и в бизнес-классе, этот фактор обязателен. Причем одного машиноместа для обоих классов явно недостаточно. Всего у нас получилось около 20 параметров, которые определяют класс и подклассы жилого комплекса.
«Мы очень часто работаем на этапе концепции, когда есть участок земли, но нет стройплощадки и мы должны понять, как позиционировать будущие объекты. Классификация нужна в первую очередь для девелоперов. Может, они не работали на этом рынке – таких сейчас много – им нужен срез, они должны понять, какую нишу они займут в сегменте», – считает Ольга Трошева.
По данным консалтинговой компании GVA Sawyer до кризиса на долю эконом-класса приходилось 60–65%, комфорт и бизнес составляли – 15–18% и 12–22% соответственно. Элитное жилье занимало 3–5% от рынка. По итогам кризиса доля «эконома», по словам экспертов, выросла до 70–75%, комфорт – 15–18%, бизнес – 7–12%. Элитный рынок сохранил свои – 3–5%.
Как говорят участники рынка, реальных денег застройщикам следование рекомендованным классам не принесет. Зато может отсечь часть покупателей от «неклассифицированных» объектов. «Реальных денег за классификацией действительно нет. В первую очередь она нужна покупателям, которые будут понимать, что именно они покупают», – считает Александр Погодин, директор ГК «Пионер». С другой стороны, кризис уже почистил рынок. «До кризиса на рынке были объекты, которые никогда и не были бизнес-классом, они так назывались лишь по воле и желанию застройщика. Поэтому большая часть участников рынка и не заинтересована в единой классификации. Сейчас спрос сдвинулся в более дешевый сегмент. И все теперь называют объекты тем, чем они на самом деле и являются», – уверена Анастасия Цыганова, ведущий эксперт-аналитик GVA Sawyer. По словам Ольги Трошевой, «если до кризиса на сделки по эконом-классу приходилось 85–87%, сейчас уже выше 90%».