Популярность клубного отдыха снижается, и, если верить результатам опроса портала Superjob.ru, всего 3% россиян собираются провести новогоднюю ночь в ночном клубе. Последующая рождественская неделя также не спасет положения – многие жители мегаполисов планируют отправиться в заграничное путешествие или навестить друзей и родственников в других российских городах.
В Питере ночью не спят
На сегодняшний момент в Петербурге зарегистрировано 184 действующих ночных клуба. А в Москве сейчас насчитывается около 400 таких заведений. Между тем именно в Петербурге любителей ночного отдыха больше, чем в любом другом российском городе. По данным компании «Комкон», за первые шесть месяцев 2010 года в ночных клубах Северной столицы хотя бы раз побывали 31,3% петербуржцев. Еженедельная посещаемость в наиболее успешных клубах достигает 10 тысяч человек.
Однако количество ночных заведений в нашем городе не увеличивается. За год из-за кризиса и трагической истории в пермском клубе «Хромая лошадь» в Петербурге закрылось около 20 ночных клубов. Правда, примерно столько же и открылось. Тем не менее эксперты уверены, что популярность этого вида отдыха снижается. По данным компании «Комкон», с конца 1990-х рынок рос на 7–10% в год, и в 2005-м в ночных клубах проводили время около 16,1% российского населения. Однако уже в 2006 году кривая, показывающая посещаемость, уверенно пошла вниз, достигнув во второй половине 2009-го своей нижней границы в 12,9%. В 2010 году количество россиян, желающих развлечься после полуночи, незначительно увеличилось и сейчас составляет 13,4%.
Существенно снизилась и рентабельность этого бизнеса. В начале 2000-х она достигала 200–300%, сейчас оценивается в 20–50%. Из-за закрытости клубного бизнеса оборот всего рынка рассчитать сложно, однако годовой оборот одного петербургского клуба может составить от 2 до 54 млн руб. в год.
Продается атмосфера
По словам экспертов, на рынке клубного бизнеса существует достаточно жесткая конкуренция. Основную борьбу игроки ведут за удержание целевой аудитории – людей среднего достатка в возрасте 18–35 лет. Поэтому более прибыльными считаются демократичные молодежные клубы, похожие на дискотеки. Клубы VIP-категории из-за своей пафосности и высоких цен как правило остаются на рынке недолго.
По мнению экспертов, размер первоначальных инвестиций в ночной клуб зависит от амбиций хозяина, но никак не влияет на популярность заведения. Примеров, когда на открытие клубов тратились миллионы долларов, но эти проекты так и не состоялись, довольно много. Проблема в том, что аудитория элитных заведений обычно немногочисленна. Игроки рынка склонны считать, что открытие новых дорогих клубов – довольно рискованная затея: такие клубы есть, и на всех соответствующей публики может не хватить.
В то же время ночные клубы с минимальными вложениями вполне успешно функционируют. Например, владелец промоутерской компании Shock Pro, ди-джей Федор Бумер, в октябре открыл танцевальный клуб PALLADIUM на Варшавской улице, в помещении площадью более 1 тыс. кв. м и вместимостью 1,5 тысячи человек, вложив всего около $1 тыс. Новый клуб разместился у Парка Победы, в бывшем помещении ресторана «Тинькофф», на который предыдущий арендатор уже потратил не менее $1,5 млн. Конечно, организовать дело за такие деньги удается немногим, но в любом случае приобрести готовый клуб значительно дешевле, чем строить с нуля. Тем более что найти уже действующие клубы, хозяева которых готовы согласиться на продажу, сегодня не проблема. По данным экспертов, около 25% ночных заведений с 2008 года находятся на грани дефолта. Открывать помещения, где прежде была точка общепита, удобно еще и потому, что это позволяет быстрее развивать сеть. «На открытие заведения с нуля уходит примерно три месяца, – рассказывает основатель и совладелец холдинга «Евразия» Алексей Фурсов. – Тогда как на переформатирование ресторана, который раньше принадлежал другим собственникам, потребуется всего две недели. В этом случае не надо тратить время на оборудование помещений под кухню и ресторан, согласование некоторых документов, что к тому же существенно экономит деньги собственника».
Кроме того, эксперты считают, что секрет успеха клубов – вовсе не в красоте отделки. «Люди открывают заведение, вкладывают бешеные деньги и думают, что туда будут приходить, как в музей, – объясняет ди-джей Бумер. – Не пытаясь понять, ради чего на самом деле люди идут в клубы». По мнению экспертов, такие заведения в первую очередь продают свою атмосферу, а интерьер, блюда и напитки идут в качестве дополнения. Нет смысла вкладывать большие деньги во внутреннюю отделку помещения. Ночной клуб работает в темноте, и на стены публика не обращает никакого внимания.
Нужна изюминка
Новые ночные клубы как правило открываются на деньги частных инвесторов. «Случайные люди в такие проекты обычно не вкладываются. Часто инвесторами выступают те, кто уже имеет отношение к сфере развлечений, звезды шоу-бизнеса», – рассказывает заместитель директора департамента инвестиционных продаж NAI Becar Сергей Чагин.
Действительно, в течение 2010 года, помимо Федора Бумера, ночные клубы в Петербурге открыли еще две звезды шоу-бизнеса. Так, лидер группы «Рубль» Сергей Шнуров совместно с фотографом и предпринимателем Иваном Ушковым запустил проект бара «Синий Пушкин» на Херсонской улице, вложив 4 млн руб.
Масштабный музыкальный клуб «Космонавт» на 1700 человек появился на Бронницкой улице, в здании кинотеатра с одноименным названием. Его владельцы – экс-солистка «Ночных снайперов» певица Светлана Сурганова и директор ее группы Наталья Леушина вложили в новое заведение $1 млн.
Не имеющие отношения к миру искусства владельцы привлечь посетителей за счет собственных громких имен не могут. Однако зачастую этот недостаток с лихвой компенсируется благодаря неизбитой концепции. Так, рок-н-ролльный клуб FIREBALL с интерьерами в стиле фильмов Тарантино, существующий уже в течение 14 лет, развлекает своих посетителей ретромузыкой советских дискотек в оригинальных версиях. Раз в месяц в клубе выступают с концертами группы «Чиж и Ко», «Пикник», «Пушкинг», «Парк Горького», «Ленинград», «АукцЫон» и другие звездные исполнители. Кроме того, в клубе постоянно проводятся различные шоу-программы, приглашаются актеры, пародисты, клоуны, ведущие, танцовщицы и танцоры, есть эротические шоу. Еще один петербургский долгожитель – «Чаплин-клуб» – с первых дней своего существования приглашает к себе юмористов, комиков и клоунов. Здесь регулярно выступают артисты театров «Лицедеи», «Смешной театрик», «Комик-трест».
В ультрамодном клубе «Пурга», не так давно открывшемся в Петербурге, ежедневно в течение всего года по всем правилам празднуется Новый год. Антураж соответствующий – новогодняя елка, гирлянды, шампанское в полночь, поздравления, радостные лица, ощущение праздника.
Клубы в отдаленных районах города над концепцией особенно не задумываются, поэтому срок их существования не превышает двух-трех лет. Как правило, ночные заведения районного разлива ограничиваются ди-джеем, устраивающим розыгрыши и викторины, и небольшим танцевальным шоу.
Особенности нацментальности
По данным Step by Step, средний западный ночной клуб получает до 50% своей ежедневной выручки от входной платы. Однако петербургская публика всеми мыслимыми и немыслимыми способами старается бесплатно проникнуть в клубные недра. В итоге в небольших клубах сборы от входных билетов едва покрывают зарплату охранника и гардеробщика. Кроме того, большинство посетителей предпочитают «принять на грудь» до посещения злачного места. Во–первых, из экономических соображений – наценка на напитки достигает 200–300% – 100-граммовый коктейль в клубе по стоимости сравним с бутылкой хорошего вина. Второй фактор – пресловутый российский менталитет. Мысль зайти в клуб зачастую посещает потенциальных клиентов, когда они уже находятся «под градусом», и клуб используется только как танцевальная площадка или место для знакомств. Еще один момент, который мешает владельцам клубов, – это традиция перемещаться из клуба в клуб. Поэтому «вилка» среднего чека в баре ночного клуба Петербурга достаточно велика – от 300 до 1500 рублей с человека. Суточная прибыль владельца клуба в среднем колеблется от 30 до 150 тыс. руб.
Получить дополнительную прибыль можно, привлекая спонсора: когда реклама алкоголя и сигарет запрещена на телевидении, многие производители направляют свои рекламные бюджеты в места продаж. Спонсорская помощь может составлять от нескольких десятков до 100 тысяч долларов за вечеринку.
Место – это важно
По мнению экспертов, в клубном бизнесе, как и в любом сегменте рынка недвижимости, важную роль играет все тот же пресловутый locatiоn. «Даже если вложить серьезные средства и раскручивать клуб силами профессиональных промоутеров, ничего не получится, если место «мертвое», – рассуждает владелец консалтингового бюро Concept108 Леонид Саблин. – Таких примеров масса – проекты так и не стали прибыльными именно по причине плохого расположения». Местоположение клуба считается удачным, если к нему есть удобный подъезд, клуб находится в одном из центральных районов города или у станции метро. Кроме того, помещение должно соответствовать целому ряду параметров. Например, площадь – не менее 1 тыс. кв. м, а минимальная высота потолков – 4,5–5 м. Особое внимание при строительстве клуба также надо уделить системе вентиляции.
В качестве места для организации клуба можно рассматривать как отдельно стоящее здание, так и здание торгового центра. Например, в составе ТРК «Гранд Каньон» в этом году был открыт новый ночной клуб – CLUB 154, уже не первый год большой популярностью пользуются «Зал ожидания» в составе ТЦ «Варшавский экспресс» и ночной клуб «Версаль» в ТРК «Променад».
Новые проекты
В наступающем году в Петербурге появятся несколько новых объектов. Так, еще один клуб Dusche («Душ») планирует открыть Сергей Шнуров вместе с участниками группы «Ленинград» Андреем Кураевым и Григорием Зонтовым. Заведение расположится поблизости от Московского вокзала, на Лиговском проспекте, и займет всего 200 кв. м. Клуб будет работать в формате бара. Помимо живых концертов предполагаются студенческие показы одежды, театральные представления, а также выступления владельцев клуба. Размер запланированных инвестиций музыканты пока не раскрывают.
Также, по неподтвержденным данным, в 2011 году откроется новый ночной клуб «Аэроплан» общей площадью более 1 тыс. кв. м. В блоге дизайнера Игоря Давыдова подробно описывается основная «фишка» нового проекта: «Использовали отечественный военно-транспортный самолет, с настоящей кабиной, элементами фюзеляжа, пола, крыльев, хвоста и шасси. Все это обшито противоударным стеклом вместо алюминия. Для людей, мечтающих стать пилотами, есть дубликат настоящего тренажера подготовки летчиков». Предполагается, что на территории клуба будут расположены танцпол и концертный зал, два ресторана, два бара, караоке-бар, зал видеоигр, два кинозала, один из которых 4D. Кроме того, в ночном клубе планируется проводить выставки и модные показы.
В числе ближайших открытий – презентация Restoclub GoroD на Лиговском проспекте, которая состоится в последних числах уходящего года. Затем в январе-феврале в гостинице «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной откроется второй «Чаплин-клуб».