Городской парламент принял за основу закон «О целевой программе Санкт-Петербурга «Реализация инвестиционного проекта по развитию Морского пассажирского терминала на Васильевском острове». Согласно финансовой схеме инвестор на привлеченные и собственные средства построит объект, после чего его выкупят в городскую собственность.

Порт в рассрочку

Напомним, что проект «Морской фасад» общей стоимостью 29,2 млрд рублей имеет две составляющие – возведение пассажирского порта и зоны жилой и коммерческой застройки. Работы по реконструкции фарватера и углублению морских каналов уже идут. Федеральный бюджет обещал выделить на эти цели в общей сложности 6 млрд рублей. Сооружение непосредственно морского пассажирского терминала (МПТ) будет вестись Петербургом в рамках государственно-частного партнерства.

Предложенный Смольным на утверждение парламента законопроект определяет механизмы финансовых взаимоотношений с инвестором. Согласно документу исполнитель программы – ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» - вложит в строительство 6,1 млрд рублей. Названную сумму должны составить средства, полученные от размещения компанией облигаций на 3,6 млрд рублей, а также кредиты и займы приблизительно на 2 млрд. Еще 547 млн рублей инвестор обещает вложить в проект из собственных денег.

При этом городской бюджет берет на себя обязательства выкупить в течение 2008-2011 годов все выпущенные инвестором облигации. Затем они будут конвертированы в голосующие акции ОАО, Смольный потратится на их выкуп и таким образом станет собственником построенного терминала. Затраты на эти финансовые операции обойдутся городской казне в 6,8 млрд рублей.

По словам представлявшего проект вице-губернатора Михаила Осеевского, данная схема позволит минимизировать инвестиционные риски для города – облигации у компании будут выкупаться постепенно, по мере ввода в строй портовых объектов. Первая выплата произойдет в конце 2008 года - на этот срок намечен пуск первой очереди МПТ и заход в новый порт первых круизных кораблей.

Признаки «отмыва»

Предложенный городским правительством механизм вызвал резкую критику части депутатов. По словам главы комиссии ЗС по горхозяйству Михаила Амосова, пока неясно, что приобретает город. На сегодня отсутствует проект планировки МПТ, нет соглашения между федеральным центром, Петербургом и инвестором о реализации проекта. «В этих условиях администрация уже озвучила цену. Причем заявленные в проекте цифры вызывают серьезные опасения. Разница между затратами инвестора и города – 724 млн рублей, эту сумму компания положит в свой карман. Это похоже на финансовые махинации», - подытожил парламентарий.

Его поддержали коллеги. Депутат Сергей Гуляев выразил сомнения по поводу способности компании привлечь кредиты под проект. По его словам, стратегический инвестор зарегистрирован в оффшорной зоне на Кипре, а уставной капитал фирмы составляет 10 тыс. рублей. Депутат Владимир Гольман высказался отрицательно о возможностях Смольного организовать жесткий надзор за ходом стратегической стройки. «Каким образом будут контролироваться работы по намыву территорий? Это как бездонная бочка для инвестиций. В итоге может случиться не намыв территорий, а «отмыв» денег», - считает депутат.

Критиками целевой программы проводились аналогии с другой «стройкой века» - сооружением высокоскоростной магистрали, оставившей после себя лишь котлован у Московского вокзала. В свое время депутаты отказали губернатору Владимиру Яковлеву в принятии городского закона о бюджетных гарантиях под этот проект. Г-н Амосов призвал своих коллег быть последовательными и отклонить проект закона о морском терминале.

Инвестиционные калькуляции

Несмотря на разгоревшийся на заседании скандал, документ был утвержден в первом чтении большинством голосов.

На поправки ко второму чтению отведено 20 дней. До этого времени депутатам обещали разъяснить все запутанные вопросы с финансовыми параметрами проекта.

После заседания вице-губернатор Михаил Осеевский заявил журналистам, что никакой путаницы в представленных графиках нет, а депутат Михаил Амосов просто не умеет считать на калькуляторе. Главный плюс предложенной схемы – возможность избежать уплаты НДС в федеральный бюджет, что сэкономит средства городской казны.

Правда, самостоятельно вычислить «лишние» миллионы вице-губернатор затруднился и призвал на помощь главу Комитета финансов Александра Никонова. Тот объяснил, что разница между затратами города и инвестора в объеме 724 млн рублей будет направлена на погашение процентов по кредитам инвесторов. Таким образом, город не только возместит инвестору привлеченные под проект средства, но погасит по ним проценты в размере 9% годовых.

Одно из объяснений бюджетной щедрости - у проекта долгий срок окупаемости, а инвестору надо получить какой-то доход. Впрочем, Михаил Осеевский тут же сообщил, что финансовые параметры, заявленные в целевой программе, в дальнейшем могут измениться. Но принять законопроект необходимо уже сейчас, чтобы у инвестора была возможность привлекать средства под гарантии городского бюджета.

В нюансах финансовых взаимозачетов Смольного с инвесторами пока не все депутаты разобрались. Видимо, поэтому парламентариям пообещали организовать поездку на место строительства терминала, дабы они успели проникнуться перспективностью данного проекта до второго чтения документа.

Текст: Александр Смирнов