Как известно, прежде чем нанести меткий удар (например, "автопробегом  по бездорожью и разгильдяйству" или "ипотекой – по малодоступному жилью") либо как-то иначе "попасть в яблочко", необходимо хорошо прицелиться. Из этой сентенции и вытекает вольное толкование происхождения термина "целевая аудитория". Исследуют ее для того, чтобы в дальнейшем оптимизировать взаимодействие с определенными категориями граждан и далее точнее попадать в цель, действуя из различных благородных и социально значимых побуждений.

Семинары для населения "Ипотека. Доступно и комфортно" собирают именно тех граждан, которые всерьез задумываются о решении своих жилищных проблем с помощью кредитных средств. Эта аудитория как раз и является целевой при исследовании запросов и потребностей, установок и отношения к различным факторам процесса приобретения жилья с помощью ипотеки.

Опрос, проведенный среди слушателей последнего семинара, позволил также отчасти составить социологический портрет потенциального заемщика. Думаем, что результаты данного анкетирования будут небезынтересны сотрудникам кредитных учреждений, ипотечным брокерам и иным специалистам, причастным к институту ипотеки в Санкт-Петербурге. С удовольствием знакомим их и всех остальных заинтересованных читателей с результатами нашего опроса. И приглашаем к дальнейшему сотрудничеству – обязательно учтем ваши пожелания и предложения по организации последующих исследований в этой области.

Итак, статистика…

Присутствовали на семинаре почти 500 человек. Мы получили 222 заполненные анкеты, при этом реальных участников опроса оказалось гораздо больше. Многие пришли с членами семьи или друзьями, так что их анкеты являются плодом коллективного творчества. В итоге в опросе приняли участие более половины слушателей семинара. И есть все основания считать выборку репрезентативной. Из присутствующих 89% посетили семинар впервые, почти 9% были повторно, а вот более 3% не пропустили ни одного мероприятия цикла.

Выявленный состав аудитории свел на нет опасения некоторых скептиков, которые на стадии организации цикла семинаров предрекали, что подобное ежемесячное мероприятие может превратиться в форму регулярного времяпрепровождения для случайных, любознательных и мечтательных, но социально пассивных и некредитоспособных граждан – каким в принципе безразлично, чем занять избыток свободного времени.

К счастью, этого не произошло. Напротив, семинар посещают представители наиболее активных и перспективных слоев населения. Основные возрастные группы слушателей – 25–35 лет (40,28%) и 35–50 лет (35,07%). При этом чаще всего состав семьи, рассматривающей возможность использования ипотеки, – 1–2 человека (58%). То есть это – молодые пары, пока без детей. Хочется надеяться, что, как только у этой категории петербуржцев решится жилищный вопрос, острота демографической проблемы в Северной столице заметно снизится.

Совокупный семейный доход посетителей семинара явно недостаточен на сегодня для кардинального решения жилищного вопроса (менее 25 тысяч рублей в месяц) лишь у трети опрошенных. И примерно треть этой "низкобюджетной" категории пока еще – работающие студенты. Ну что же, у большинства из них, учитывая возрастной состав и оптимизм аудитории, все впереди и есть мощный стимул для самоотверженного труда, карьерного роста и повышения кредитоспособности.

Остальные в той или иной мере уже вполне могут себе позволить использовать 60% доходов (стандартное ограничение при рассмотрении банком заявки на кредит) для возврата заимствованных средств. А почти 7,5% присутствовавших при совокупном семейном доходе более 60 тысяч рублей в месяц способны вообще особо не ограничивать полет своей фантазии на тему квартиры своей мечты. Более 60% планируют приобретение двух- и трехкомнатных квартир: уж ежели влезать в долги, так чтобы было ради чего. При этом более 20% рассматривают возможность получения кредита от 80 тыс. у. е. "и старше".

Откуда и кто?

Нас, естественно, интересовали информационные источники, из которых люди почерпнули сведения о семинаре. "Контрольный пакет" пришелся на долю каталога "Бюллетень Недвижимости" – 50,5% участников именно отсюда узнали о мероприятии. Другие печатные СМИ добавили 16,7%. Патриотов "виртуальной реальности", извлекающих полезные сведения из Интернета, выявилось 14%. Кроме того, как оказалось, работает и сарафанное радио – более 10% присутствовавших услышали о семинаре от знакомых.

Изучение сферы деятельности и статуса работающих членов семьи, которые планируют участвовать в возврате кредита, показало отсутствие каких-либо явно выраженных приоритетных социальных или профессиональных групп, четко ориентированных на ипотеку. Исключение, пожалуй, составили специалисты инженерно-технического профиля – их оказалось вдвое больше, чем, например, работников сферы торговли и обслуживания. Приятно, что настали времена, когда такие профессионалы могут не думать о вынужденной смене деятельности, ради того чтобы прокормить семью. Более того, эти люди уверены в своих силах и перспективах и берутся решать проблему улучшения жилищных условий. Лишь в четверти семей опрошенных основная ставка делается на заработки част-ных предпринимателей, учредителей компаний и менеджеров высшего и среднего звена (последних – вдвое больше среди прочих равно представленных упомянутых категорий "управленцев"). Правда, количество сотрудников частных компаний среди тех, кто готов принять на себя кредитное бремя, все же в два раза превышает число государственных служащих. Но среди бюджетников есть категории, которые могут рассчитывать на определенную поддержку государства, направленную на некоторые группы работников госучреждений. А также адресованную семьям, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

 

 

 

Банкирам на заметку

Большинство участников семинара рассматривают ипотеку как альтернативу проживания на съемной жил-площади или совместно со старшими родственниками. Действительно, аренда – это деньги, отданные в никуда, а суммы сопоставимы если не с полным ежемесячным платежом, то хотя бы с процентами по кредиту. Более 35% слушателей семинара арендует жилье, а это, естественно, прямое подтверждение, с одной стороны, их кредитоспособности, а с другой – мощного стимула в поиске путей решения жилищной проблемы. Более 20% опрошенных, напротив, уже владеют собственной жилплощадью, которую хотят обменять на большую за счет ипотеки. Имеющееся жилье, в свою очередь, может также выступить и в качестве объекта залога при подборе новой квартиры на первичном рынке. Кстати, именно строящемуся жилью оказывается некоторое предпочтение – 57,8% участников опроса ориентированы преимущественно на него, а не на покупку квартиры на "вторичке". Внимание, банкиры!

А ваш банк уже предложил соответ-ствующий кредитный продукт любителям новостроек?

Еще один "узелок на память" для сотрудников кредитных учреждений – это необходимость более активного продвижения информации о кредитных ставках в рублях. В процессе опроса только 14,2% граждан признались в том, что они не имеют четкого представления о процентах по кредиту в рублях и в валюте. При этом остальные проявили похвальную осведомленность в том, что почем – внимание – в неродных нам заграничных у. е., в большинстве своем четко отразив в ответах границы реально существующих ставок. А вот российский рубль, по мнению якобы просвещенных соотечественников, может быть ссужен банком на условиях ипотеки под… а далее лихой разброс – от 5% до 24%!!! Причем эти крайние значения приводили не один и не двое, а весьма многочисленные группы рублевых пессимистов и оптимистов. Так что вопрос народного просвещения в данной области весьма актуален. Да и не только в ней…

Жертвы дефицита

В ходе анкетирования мы также попытались разобраться, что же именно до сих пор удерживало заинтересованных

ИНФОРМАЦИЯ

Теперь каждый семинар будет сопровождаться специализированной выставкой – своего рода передвижным консультационным центром. Посетители смогут подробно ознакомиться с конкретными предложениями на рынке финансовых услуг в сфере недвижимости и получить консультацию представителей кредитных организаций и ипотечных брокерских компаний.

граждан от улучшения жилищных условий с помощью ипотечного кредитования? Четверть опрошенных пожаловались на недостаток информации о существующих кредитных программах (этот фактор занял третье место). Однако лидирующую позицию в ответах на данный вопрос заняло отсутствие средств, необходимых для уплаты первоначального взноса, на которое сетовали более трети опрошенных. Но и эту причину во многом можно отнести к плачевным результатам дефицита информации! Поскольку ряд кредитных организаций давно предлагает программы, практически не требующие стартового капитала. Кроме того, весьма популярное (естественно – среди сведущих слоев населения) сочетание потребительского и ипотечного кредитов также во многом способно помочь в решении данной проблемы.

Получить отказ банка в предоставлении кредита опасается каждый пятый. Но "зверский" андеррайтинг (проверка кредитоспособности заемщика, при которой несколько лет назад деньги мог получить только тот, кто сумеет доказать, что категорически в них не нуждается – настолько высоки и так сияют белизной его доходы) тоже уже стал достоянием истории.

Еще немного любопытной статистики. Около трети (30%) гостей семинара сознались в том, что они до сих пор присматривались к ипотеке, но не предпринимали конкретных действий, надеясь на снижение ставок по кредитам. А каждый девятый – ждал, что недвижимость подешевеет. В общем, эти люди стали жертвами обывательской трактовки термина "доступное жилье" тоже прежде всего в связи с недостатком информации и отсутствием квалифицированной помощи специалистов.

Также в процессе исследования мы выясняли, какие параметры кажутся особенно значимыми при выборе кредитной программы, какие именно сопутствующие расходы по ипотечной сделке кажутся гражданам чрезмерными и пр. – полностью данные по результатам опроса представлены на сайте http://www.gilproekt.ru.

Метаморфоза мероприятия

Таким образом, опрос помог выявить "болевые точки", определить круг проблем, требующих повышенного внимания и эффективных методов их устранения. Теперь у всех, кто созрел для активного подхода к решению жилищного вопроса, появится возможность регулярно и тщательно изучать рынок финансовых услуг в сфере недвижимости. Каким образом? Спрос формирует предложение, а в процессе проведения семинаров стало очевидным, что слушатели нуждаются не только в мини-лекциях на заданную тему и ответах на теоретические вопросы, но и в индивидуальных консультациях. Пришлось думать, как помочь всем нуждающимся в детальной информации и индивидуальном подходе. И теперь каждый семинар будет сопровождаться специализированной выставкой – своего рода передвижным консультационным центром.

К сотрудничеству приглашены ведущие операторы рынка. На стендах в фойе можно будет подробно познакомиться с конкретными предложениями на рынке финансовых услуг в сфере недвижимости, проконсультироваться у представителей кредитных организаций и ипотечных брокерских компаний – как выбрать оптимальный путь решения своего собственного
 жилищного вопроса.

Первый семинар "с приложением" состоится 6 сентября. Начало работы выставки – 17.30, окончание – 21.00. Так что даже те, чей рабочий день заканчивается довольно поздно, смогут провести пусть и немного времени, но с большой пользой в храме некогда "важнейшего из всех искусств" в деле просвещения народа на Караванной улице, 12.

Текст: Татьяна Родионова