Речь идет о вступившем в силу с 1 января 2006 года законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Напомним, что он вводит новую, помимо конкурсов, форму размещения заказа - аукционы, где основным критерием определения победителя является предложенная им цена. Тем временем ФАС предлагает разграничить перечень товаров, работ и услуг, которые должны распределяться либо через аукционы, либо через конкурсы.

Кроме того, поправки, разрабатываемые специалистами ФАС и МЭРТ, предусматривают возможность проведения электронных аукционов при размещении заказа стоимостью более 500 тыс. рублей (ранее было ограничение до 500 тыс.). Законопроект также предлагает обязать чиновников, размещающих госзаказ, более широко информировать об этом потенциальных исполнителей. Например, объявлять о проведении конкурсов не только в печатных СМИ, но и в Интернете.

По словам руководителя ведомства Игоря Артемьева, сложившаяся сегодня на строительном рынке ситуация – следствие дефицита участков под застройку, поэтому пора наводить порядок в этом вопросе. Так что ФАС намерена контролировать распределение госзаказов и земельные аукционы.

Между тем строительные компании не спешат подавать заявки на участие в городских конкурсах, оправдывая свою позицию недостаточным финансированием и завышенными требованиями к качеству строительства. Для крупных фирм гораздо интереснее заниматься коммерческими проектами, а социально значимые объекты возводят в основном небольшие строительные компании.

В то же время в городском Комитете по строительству считают, что в последнее время интерес к конкурсам на госзаказ проявляют именно крупные игроки. «Да, у строителей есть устаревшее представление, что бюджет не платит по своим обязательствам. Но мы убеждаем строительное сообщество, что казна всегда рассчитывается и не создает долги», - говорит заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Александр Глебов.

В любом случае инициатива ФАС и Минэкономразвития – верный шаг. «Хотя бы потому, что теперь любая компания сможет иметь доступ к конкурсной информации», - считает руководитель Центра экспертиз общественной организации «Опора России» Дина Крылова. Пока же информация о госзаказе размещается в узкоспециализированных изданиях, не всем доступных. Что, собственно, и провоцирует коррупцию.

Текст: Любовь Холопова