К 2013 году в городе планируется построить два новых трамплинных центра международного уровня. Возводимые объекты, в состав которых войдут трамплины К-90 и К-125, должны стать главными российскими центрами по подготовке олимпийского резерва. База в Петербурге включит в себя как всю необходимую инфраструктуру, так и научно-исследовательский комплекс. Кроме того, в Петербурге и Ленинградской области будет возведено восемь малых тренировочных трамплинов формата К-5 и К-25 для детей.
Ветхие трамплины
Желание спортивных функционеров возродить трамплинный спорт в Северной Венеции, помимо всего прочего, имеет историческую подоплеку – первый в России трамплин появился именно в Петербурге. В 1906 году лыжники клуба «Полярная звезда» построили в Парголово деревянный трамплин, с которого прыгали на 10–12 м. Позднее там был сооружен трамплин с искусственной горой разгона и расчетной дальностью прыжков до 20 м. Первые официальные соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина в нашей стране также состоялись в Петербурге – в 1912 году, в Юкках. Позднее, в советскую эпоху в Ленинградской области было оборудовано сразу несколько прыжковых центров: в Светогорске и во Всеволожском районе, а также в Курортном районе Петербурга. Но после развала Советского Союза петербургское трамплинное хозяйство пришло в полнейший упадок. Светогорский трамплин разобрали на стройматериалы. Трамплин в Юкках сгорел. От двух трамплинов ГОУ «Балтийский берег» в поселке Молодежный тоже остались одни каркасы. Не намного лучше и положение дел в Токсово – едва различимы на местности остатки Старого трамплина, требует ремонта Малый трамплин (К-50) и один из самых больших из трамплинов (К-88). «В Ленинградской области дело идет к серьезному развалу», – комментирует ситуацию президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Александр Уваров.
Действительно, спортивная база для петербургских «летающих лыжников» настолько обветшала, что проводить на ней полноценные тренировки невозможно – уже много лет подряд спортсмены вынуждены выезжать на тренировочные сборы за рубеж.
Впрочем, некоторые сдвиги в деле возрождения трамплинных сооружений есть. За три последних года введены в эксплуатацию трамплины К-10, К-15, К-28, К-40 и К-70, построен трамплин К-60 в Светогорске, завершен ремонт Большого трамплина в поселке Юкки высотой 45 м. Новый трамплин построен на горнолыжном курорте «Красное озеро» в поселке Коробицыно. Пять больших и два маленьких трамплина появились на территории спортивного городка Noteburg, который строится в Шлиссельбурге на берегу Ладожского озера.
В то же время стандартам Международной Федерации лыжного спорта (FIS) соответствует только трамплин К-40 в Токсово, констатируют эксперты. Однако профессионалы называют его детским – сооружение высотой в 40 м позволяет лишь заложить основы техники прыжка. А удовлетворить претензии спортсменов на высокие места в международных соревнованиях могут только трамплины более высокой мощности. Но их-то в Петербурге как раз и нет. «За последние несколько десятков лет сложилась критическая ситуация по строительству трамплинов, отвечающих современным требованиям FIS, – подтверждают эксперты совета Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. – Находящиеся в эксплуатации спортивные трамплины в Петербурге в конструктивном плане устарели и не отвечают задачам подготовки высококвалифицированных лыжников-прыгунов и лыжников-двоеборцев».
На уровне мировых стандартов
По словам заместителя председателя петербургского Комитета по физической культуре и спорту Константина Желудкова, реконструкция и строительство последующих трамплинов в Токсово будет проводиться строго в соответствии с параметрами FIS. И вполне вероятно, что уже к 2012 году здесь появится новый современный трамплин К-95, на котором станет возможным проводить крупные международные соревнования, включая этапы Кубка мира.
По предварительным оценкам, стоимость реконструкции К-95 может составить 200–300 млн руб. На эту сумму строителям придется не только заменить деревянную часть трамплина и починить металлическую, но и полностью переделать сам склон (а фактически – создать его заново). Кроме того, необходимо переделать площадку под трамплином, заменить всю инфраструктуру трамплинного комплекса на современную. «Сейчас этот трамплин находится в ужасающем состоянии, – рассказывает сотрудник гидростроительного предприятия «СпецМонтажСтрой» Павел Грибов. – Горы приземления как таковой нет – на ее месте выросли деревья и кустарники. Подтрамплинные помещения наполовину разрушены, стены обваливаются, гидроизоляции никакой нет. Сама металлоконструкция примерно на 80% подвержена коррозии».
Некоторые участники рынка полагают, что восстановить такие развалины за два года (таков срок, заданный Спорткомитетом) – очень сложно. «Помимо катастрофического состояния существующих конструкций трамплина, здесь очень непростая геология, сложный склон, нестандартное по высотам расположение отдельных элементов на участке, – объясняет руководитель восточноевропейского отделения компании «Кольбеккер Гезамтплан ГмбХ» (Германия) Кирилл Милюков. – Необходима очень вдумчивая и трудоемкая процедура подготовки к осуществлению этого проекта, поскольку по каждому элементу потребуется по-настоящему виртуозное решение». По мнению эксперта, даже малейший промах в проектировании недопустим, поскольку он может обернуться человеческими жертвами. Эксперты вспоминают, что из-за ошибок, сделанных в процессе первой реконструкции трамплина в 1974 году, произошел ряд несчастных случаев. «Это был тот период, когда принципиально изменилась техника прыжка, – объясняет Кирилл Милюков. – Если раньше «летающие лыжники» прыгали, совмещая лыжи, то в тот период стали применять другую технику – прыжок с разведением лыж, что давало возможность спортсменам лететь дальше.
Однако при проектировании и строительстве были допущены серьезные ошибки, что сделало трамплин смертельно опасным. Но в советские времена не могла идти речь о том, чтобы из-за такой «малости», как ошибки в проектировании и строительстве, отменить намеченные соревнования. Спортивные функционеры решили пригнать солдат из воинских частей, которые на гору приземления налепили большое количество снега и таким образом поправили кривую. Соревнования были проведены без неприятных эксцессов, однако в последующие годы произошло несколько несчастных случаев». Константин Желудков добавил, что при первой реконструкции трамплина не были приняты меры, позволяющие исключить отрицательное воздействие ветровых нагрузок. «Самое сложное в проектировании подобных сооружений – это сделать минимальными ветровые нагрузки, – считает чиновник. – Все травмы произошли из-за этого, поскольку ветровая нагрузка была такой, что лыжники просто улетали от ветра. В техническое задание по К-95 включено задание по оптимизации этого параметра».
По словам Константина Желудкова, недавно состоялся аукцион на проектирование этого трамплина, в конкурсе приняли участие пять компаний: «Среди этих компаний есть петербургские и московские, и все они способны качественно спроектировать трамплинный комплекс за заявленную максимальную стоимость – 7,6 млн руб.».
В зоне особого внимания
Вообще Токсово оказался в зоне особого внимания спортивных чиновников. Поселок провозглашен наиболее перспективной территорией, в связи с чем здесь уже в 2011 году планируется создать лыжно-биатлонный стадион со стрельбищем, стадион для фристайла, склоны для могула и акробатики, гаражи для хранения снегоуплотнительной техники, снегоходов, квадроциклов, паркинг площадью 3,3 тыс. кв. м и т. д. Особая гордость проектировщиков – всепогодная километровая труба для лыжных гонок, которая сможет сберегать снег даже в летний зной. Кроме того, министр спорта Виталий Мутко предложил построить здесь и трамплин К-120 (высота 120 м). Создание подобного гиганта запланировано на месте склона «Орлиная гора» на территории в 35,4 га в рамках проекта Федерального тренировочного центра Университета им. Лесгафта (входит в федеральную программу строительства олимпийских объектов и финансируется по линии Министерства спорта). В 2009 году проект вошел в фазу строительства, которое ведет ООО «Атлан». Необходимый объем финансирования для строительства ФТЦ оценивается в 3,7 млрд руб. бюджетных средств.
Еще один проект в Токсово – Олимпийский центр зимних видов спорта – инициирован Ассоциацией зимних видов спорта во главе с управляющим делами Президента РФ Владимиром Кожиным. В отличие от университетского центра, который будет чисто тренировочным, Олимпийский центр ориентирован на проведение соревнований мирового уровня. По замыслу проектировщиков, на территории в 123 га будет возведено пять трамплинов высотой от 40 до120 м. Кроме того, здесь планируется построить трассы, биатлонное стрельбище, трибуны на 12 тысяч зрителей, а также гостиницы и коттеджный поселок. Необходимый объем инвестиций для строительства Олимпийского центра оценивается в 6–7 млрд руб., однако финансирование проекта пока не начиналось. Между тем строительство должно быть завершено к 2012-му – началу 2013 года, так как здесь запланировано проведение тестовых соревнований перед Олимпиадой. В связи с этим Президент Дмитрий Медведев поручил губернатору Ленинградской области до конца января 2011 года вернуть земли в областное ведение. Только таким образом проект может получить инвестиции. Выделить средства на строительство из федерального бюджета для Ассоциации зимних видов спорта правительство не может, так как Ассоциация – общественная организация.
Количество перейдет в качество
Если планы по строительству новых трамплинов и реконструкции старых будут выполнены, через два-три года в одном только Токсово появится семь новых трамплинов высокой мощности. Однако мнения спортивного сообщества по поводу целесообразности такого количества спортивных сооружений для «летающих лыжников» разделились. «Я не вижу необходимости строить много трамплинов, – говорит Константин Желудков. – Вполне достаточно того, что у нас уже есть в Токсово. Это ведь не горнолыжный спорт, которым занимается чуть ли не каждый второй житель Петербурга. Людей, которые прыгают с трамплина, если не единицы, то десятки. На мой взгляд, на бюджетные деньги, которые выделяются на трамплины, лучше построить стадион для 10 тысяч детей, которые занимаются футболом, или площадки для 15 тысяч ребятишек, играющих в баскетбол».
Действительно, по приблизительным подсчетам Федерации, в стране действуют всего 25 секций по прыжкам на лыжах с трамплина. На высшем уровне прыжками на лыжах с трамплина занимаются 600 человек». В Петербурге, в частности, наберется не больше 30 трамплинистов. Однако Федерация твердо намерена бороться с таким положением вещей. «Массовость спорта и спорт высоких достижений находятся в неразрывном единстве и взаимозависимости. «Кастовость» в спорте – путь к ограниченности, замкнутости и неконкурентоспособности», – считают эксперты Федерации.
Однако сделать прыжки с трамплина массовым видом спорта, по крайней мере сегодня, вряд ли удастся. Спортинвентарь и обмундирование для трамплинистов по карману немногим, а бюджетные деньги на них не выделяются. «Состояние с экипировкой, особенно для начинающих спортсменов, катастрофическое – 80% инвентаря находится в эксплуатации по 20 и более лет», – сокрушается господин Уваров. Кроме того, оставляет желать лучшего тренерский состав. «Сейчас в России всего 76 специалистов по прыжкам на лыжах с трамплина. И средний возраст этих тренеров – 57 лет. Мы очень рассчитываем, что когда будут построены трамплины, отвечающие мировым стандартам, тогда в наши виды спорта потянется и молодежь, а следом вернутся и тренеры, которые сменили род деятельности», – заключил Александр Уваров. Что ж, в таких рассуждениях есть своя логика, и, возможно, с возникновением качественных трамплинов появятся и желающие на них заниматься.