В настоящее время в Петербурге действуют около 120 дилерских центров (здесь и далее речь пойдет только о качественных объектах, принадлежащих официальным дилерам). Наибольшее количество автосалонов расположено в Московском, Красногвардейском, Фрунзенском, Приморском и Выборгском районах. Большая часть из них являются объектами нового строительства, остальные – плоды реконструкции.
Рост покупательской способности населения и активное развитие автокредитования существенно повлияли на увеличение объемов продаж легковых машин. Что в свою очередь подтолкнуло дилеров к строительству новых автосалонов, которые открываются в нашем городе практически каждый месяц.
В последние годы наблюдается тенденция значительного укрупнения площадей вновь построенных дилерских центров. Специалисты рынка связывают это с двумя факторами: возросшими требованиями со стороны клиентов, которым необходим широкий спектр дополнительных услуг, а также выходом на рынок мультибрэндовых автоцентров, реализующих машины разных марок или даже производителей.
Но если количество современных автосалонов неуклонно растет, то число самих дилеров остается практически неизменным: одни исчезают, им на смену приходят другие. В настоящее время, по различным данным, в Петербурге представлено 60–70 официальных компаний – продавцов легковых автомобилей. Однако наиболее крупными из них можно назвать не более 10–15 дилеров.
На первый-второй рассчитайсь!
Пожалуй, первой компанией, вышедшей на рынок официальных продаж автомобилей, можно считать АО «Питер-Лада». Оно уже более 30 лет представляет в нашем регионе отечественный концерн АвтоВАЗ. Сегодня филиальная сеть компании насчитывает восемь фирменных центров – пять в Петербурге и три в Ленобласти. В ближайшее время планируется открыть еще один автосалон с сервисным центром в черте города.
Среди дилеров, специализирующихся на продаже и техобслуживании иномарок, следует отметить такие компании, как «Евросиб», «Атлант-М», «Олимп», «РРТ».
Группа компаний «Евросиб» в настоящее время владеет пятью салонами, реализующими автомобили Land Rover, BMW, MINI и Mazda. Последний из них открылся в начале августа на Пулковском шоссе. Новый центр площадью 3 000 кв. м – самый большой в России из существующих на данный момент дилерских предприятий Mazda. В шоу-руме может быть одновременно размещено до 14 автомобилей, на сервисной станции предусмотрены 15 постов техобслуживания и три мойки.
В прошлом месяце «Евросиб» отказался от дилерских отношений с концерном General Motors и продал принадлежащий ему автосалон «Мультимоторс» на улице Савушкина другому официальному дилеру GM – холдинговой компании «Атлант-М» (подробнее об этой сделке читайте в «ДН» № 7/82).
На территории Петербурга холдинг «Атлант-М», имеющий белорусские корни, пока представлен лишь двумя автоцентрами. Помимо вышеупомянутого «Мультимоторса» ему принадлежит центр «Атлант-М Балтика» на проспекте Энергетиков (официальный дилер Opel, Saab, Chevrolet, Hummer).
Несколько объектов находятся на различных стадиях реализации. В их числе – проект реконструкции автосалона на проспекте Энергетиков, а также строительство нового дилерского центра GM площадью 15,5 тыс. кв. м на Пулковском шоссе. Открытие последнего запланировано на 2008 год.
Еще два участка под возведение автосалонов «Атлант-М» планирует приобрести в Ленобласти. Это территории в 16 и 23 га, расположенные на Мурманском направлении и у вантового моста КАД соответственно. По информации петербургского подразделения компании Colliers International, объем инвестиций в эти проекты может составить $60–70 млн.
Кроме того, автохолдинг ведет поиски перспективных земельных пятен для строительства дилерских центров с уже согласованными франшизами производителей, а также рассматривает варианты приобретения других автомобильных предприятий.
Другим дилером GM в городе на Неве является Группа компаний «РРТ». Она реализует пять проектов автоцентров. Помимо марок, принадлежащих концерну GM, – Opel и Chevrolet – «РРТ» торгует автомобилями Subaru. А не так давно приобрела компанию «Автодом Росспан», которая является официальным дилером концерна Nissan.
В скором времени на Выборгском шоссе, 33, откроется второй автоцентр этого дилера. Помимо этого «РРТ» планирует в ближайшее время ввести в эксплуатацию сразу четыре дилерских центра по продаже и техобслуживанию автомобилей GM.
Шестью дилерскими центрами в Петербурге владеет ООО «Аврора Авто». «В прошлом году у нас работало всего три автосалона. Но, получив дилерство по двум новым маркам Mercedes-Benz и Skoda, мы открыли еще три «точки», – рассказывает брэнд-менеджер компании Анна Кудрявцева. Автоцентру Aurore Auto Nissan приходится конкурировать с тремя дилерскими центрами в городе. В то же время у Aurore Auto Skoda целых пять конкурентов.
Компания «Олимп» в этом году ввела в эксплуатацию самый крупный на сегодняшний день в России дилер-ский центр концерна DaimlerChrysler. Шестиэтажное здание автосалона площадью более 20 тыс. кв. м расположено на пересечении Херсонской и Исполкомской улиц. Бюджет данного проекта оценивается в $40 млн.
Чем больше, тем лучше
В последние два-три года ежегодно в Северной столице в эксплуатацию вводится 20–25 автосалонов. Все они помимо продажи и технического обслуживания легковых машин предлагают клиентам и некоторые дополнительные услуги (кредитование, страхование, послепродажный сервис, содействие в регистрации госномеров в ГИБДД и др.). Зачастую этого требует корпоративный стандарт автопроизводителей. Кроме того, повышение качества обслуживания клиентов является единственной выигрышной стратегией на конкурентном рынке.
Несмотря на то что большинство производителей по-прежнему требуют от дилеров соблюдения правила «один салон – один брэнд», главной тенденцией сегодняшнего рынка автопродаж является открытие так называемых мультибрэндовых автоцентров. По мнению участников рынка, такие автосалоны предлагают больше возможностей для клиентов с точки зрения выбора, то есть широты ассортимента и экономии времени.
Кроме того, мультибрэндовые центры позволяют дилеру охватить более широкий сегмент рынка. До последнего времени продавать в таких салонах свою продукцию в основном разрешали только корейские и российские производители. Поскольку считалось, что собирать под одной крышей можно только марки автомобилей низшего и среднего ценового диапазона. Для марок же более высокого класса политика мультибрэндовости была неприемлема.
Однако все большее число автопроизводителей делают исключения из вышеупомянутого правила для некоторых мультибрэндовых центров. При условии, что в таких салонах будут выставляться только брэнды, принадлежащие одному производителю. По такому пути, например, пошли GM и Ford. Так, в прошлом году открылся автосалон «Мультимоторс», в котором продаются сразу пять марок GM – Opel, Chevrolet, Saab, Hummer и Cadillac. Эти же марки представлены в автоцентре ЗАО «Лаура» на Выборгском шоссе. А рядом с ним компания возвела салон по продаже автомобилей Subaru.
На процесс создания мультибрэндовых центров влияют достаточно жесткие корпоративные стандарты автопроизводителей. Самыми строгими считаются дилерские требования GM. Каждой марке этого концерна соответствуют особые правила продажи. Например, салон по реализации автомобилей Opel должен быть не менее 400 кв. м и оформлен в особой цветовой гамме (светлый потолок, темный пол). Автомобили Saab можно продавать только под блестящим металлическим потолком.
Сервисная служба и отдел продаж автомобилей Nissan должны находиться в одном автосалоне, а помещение и земля под ним – быть собственностью дилера. Кроме того, все городские автоцентры этой марки оформляются по единым стандартам. Кстати, в прошлом году для удовлетворения данных требований все дилеры Nissan в Петербурге (ООО «Автопродикс», ООО «Автодом Росспан» и ООО «Аврора Авто») приступили к строительству новых автосалонов. Их открытие запланировано на конец текущего – начало будущего года.
К единым стандартам перешли и российские производители. Два года назад АвтоВАЗ сформировал свои требования к дилерам: у каждого из них должны быть отдельный шоу-рум и станция техобслуживания, также им надлежит предоставлять полный комплекс услуг по страхованию, кредитованию и послепродажному обслуживанию автомобилей.
Неолимпийские деревни
Хотя большинство автопроизводителей пока выступают против мультибрэндовых центров, по мнению экспертов, со временем они будут вынуждены смириться с существованием мультибрэнда ради увеличения объемов продаж. Кроме того, автодилеры находят способы обойти запрет на мультибрэнд. Одним из них является строительство автосалонов разных марок практически вплотную друг к другу.
За примерами далеко ходить не надо. Тот же «Мультимоторс» был построен рядом с дилер-ским центром «Евросиб-Лахта», торгующим автомобилями BMW. А на Витебском проспекте были возведены сразу три автосалона, торгующие разными марками. ЗАО «Рольф» представляет здесь два дилерских центра – Ford и Mitsubishi, а компания «ЛогоВАЗ-Нева» рядом открыла автоцентр «Звезда Невы». Постепенно возникающие по соседству автоцентры образуют целые зоны – автомобильные деревни, или carvillage.
Россияне чаще, чем представители других наций, покупают автомобили очень дорогих марок. В прошлом году в нашей стране было продано более 500 новых Porsche и Jaguar, около 200 Bently, 60 Maseratti, 30 Ferrari и 12 Rolls-Royce.
Формирование carvillage выгодно не только для дилеров, но и их клиентов. Потенциальный покупатель, как правило, осведомлен о местонахождении автомобильной деревни и предпочитает посетить несколько салонов, чтобы иметь возможность выбрать ту или иную модель, сравнив условия, предлагаемые различными автоцентрами.
Исторически первая carvillage в Петербурге сформировалась в районе проспекта Энергетиков. В последние годы к ней прибавились улица Савушкина вкупе с Приморским шоссе, а также Московский проспект и Пулковское шоссе. Здесь автосалоны стоят «стена к стене», а дилеры пытаются найти все новые площадки под строительство или расширение действующих объектов.
На выезде из города в районе Приморского шоссе, улиц Савушкина и Школьной в настоящее время действуют салоны по продаже автомобилей Volvo (подробности на стр. &&&), BMW (ул. Савушкина, 112/2; инвестор – «Евросиб Лахта»), Toyota и Lexus (Школьная ул., 96; ЗАО «Интер Авто Тим Лтд»), Subaru (ул. Савушкина, 119/2; ЗАО «Лаура»), а также мультибрэндовый автосалон «Мультимоторс» (ул. Савушкина, 112/2; холдинг «Атлант-М»). В ближайшее время здесь также откроются дилерские центры Porsсhe, Nissan и Merсedes-Benz.
В районе Московского проспекта и Пулковского шоссе современные автоцентры уже возвели дилеры BMW, Ford, Toyota, Volkswagen и Lexus. Здесь же создаются мультибрэндовые салоны ЗАО «Рольф», ООО «Арабика», холдинга «Атлант-М», ЗАО «Евросиб» и др.
Как считают в компании «Автодом Росспан», наиболее перспективны для развития автобизнеса северные районы Петербурга (станции метро «Проспект Просвещения», «Озерки»). «Прежде всего, перспектива северных районов связана с их интенсивной застройкой и хорошо развитой инфраструктурой», – уверяют специалисты ООО «Автодом Росспан».
Еще один вектор интереса автодилеров направлен на выезд из города по Выборгскому шоссе. На разных стадиях строительства здесь находятся около пяти объектов. Среди них мультибрэндовые салоны ЗАО «Лаура» и ЗАО «Шувалово-Авто».
Помимо этих территорий, определенный интерес для дилеров представляют южные окраины города – Таллинское и Петергофское шоссе. А в перспективе, по мере ввода участ-ков КАД, следует ожидать активизации строительства автосалонов у этой магистрали. Восточное полукольцо обещают замкнуть к концу нынешнего года. К 2007–2008 годам, по мнению специалистов, вдоль него сформируется новая дилерская зона. Возрастающая «проходимость» КАД дает все основания рассчитывать на привлечение большего числа потенциальных клиентов.
Важное значение имеет наличие подходящих участ-ков, достаточных для строительства просторных шоу-румов, сервисных зон, автостоянок для клиентов, склада автомобилей и, желательно, площадок для тест-драйва. Все большую роль в последнее время играет и фактор транспортной доступности – возможности беспрепятственного проезда к магазину без многочасового ожидания в пробках.
По словам гендиректора ОАО «КАД-Ленинградская область» Владимира Рыбальченко, на сегодняшний день уже заключены договоры с несколькими компаниями о строительстве новых дилерских автоцентров в районе восточного полукольца кольцевой. Обладателем одного из земельных участков площадью 3,5 га, расположенного в районе Мурманского шоссе рядом с торговым центром IKEA, стало ЗАО «Победа Моторс» (официальный дилер по продаже автомобилей Chevrolet и Honda). ООО «Петровский автоцентр» (дилер Renault) приобрело 1,5 га земли в нежилой зоне Парнас, на проспекте Энгельса. Строительство этих автосалонов уже началось.
«КАД-Ленобласть» также реализует земельные участки общей площадью более 700 га близ поселков Янино и Бугры. На эти пятна претендовали сразу восемь петербургских автодилеров. Среди них компании «Атлант-М», «Бизнес-Кар», «Питер-Лада», «Шувалово-Авто», «Мега-Авто» и др. Холдинг «Атлант-М» уже сделал запрос на участок земли площадью в 10–15 га, остальные автодилеры остановились на пятнах по 1,5–2 га.
Что нам стоит салон построить?
Строительство новых автосалонов часто тесно связано с планами расширения дилерской сети. У каждого производителя существует долгосрочный план развития в конкретном городе. При составлении плана расчитывается возможный объем продаж в том или ином районе (вот почему все так рвутся на север Петербурга, который активно застраивается жилыми домами), наличие потенциальных покупателей.
Импортер проводит территориальное деление и закрепляет за дилером определенный участок города. Это означает, что продажи и сервисное обслуживание дилер должен проводить именно в этом районе.
В каждом конкретном случае компания-продавец выбирает – строить центр «с нуля» или реконструировать имеющийся объект (площади). Считается, что реконструкция обходится дороже и очень часто не позволяет следовать жестким корпоративным стандартам производителей.
Тем не менее петербургские дилеры в большинстве своем имеют как опыт возведения, так и перестраивания площадок. Так, «Атлант-М» и реконструирует объекты, и строит новые, и даже приобретает уже действующие дилерские предприятия. Соответственно все автоцентры холдинга находятся в его собственности.
О стоимости приобретенной земли, аренды помещений или объемах инвестиций в создание салонов, как и о сроках окупаемости, дилеры предпочитают скромно умалчивать. Понятно, что салон должен быть большой площади, в среднем от 2 000 кв. м, и располагать подсобными помещениями. Недешево обходится дизайн интерьера, мебель, выставочное оборудование и подсветка. Все без исключения автоцентры имеют полностью остекленный фасад, что довольно дорого стоит и, кроме того, требует дополнительных затрат на отопление.
Специалисты компании «Атлант-М» называют сумму вложений в создание монобрэндового автоцентра – $6–7 млн. Окупаемость, как правило, составляет до 7 лет. В «Автодоме Росспан» не раскрывают цифр, но гарантируют окупаемость своего дилерского центра за 2–3 года.
Большинство автосалонов вмещают в среднем около 10 машин. Мало кого такое положение устраивает – полный модельный ряд различных автомобильных марок часто составляет более дюжины наименований (а есть еще и различные модификации кузова).
Любишь кататься? Люби и по кредиту платить
В прошлом году в Петербурге (по данным компании «МИК «ГОРТИС»), было продано 117 тыс. автомобилей на сумму $2,2 млрд, что на 30% больше показателей 2004 года. Более половины из них – 64 тыс. автомобилей – новые иномарки. За них покупатели заплатили в общей сложности $1,6 млрд. Еще 35 тыс. единиц пришлось на отечественный автопром и лишь 18 тыс. – на подержанные иномарки.
Если проследить динамику развития первичного рынка с 2003 года (по числу проданных авто и объемам продаж), то видно, что с каждым годом продажи новых автомобилей зарубежного производства увеличивались в среднем на 10%, тогда как реализация продукции отечественного автопрома или подержанных иномарок сокращалась. А в прошлом году объем продаж автомобилей иностранного производства и вовсе превысил объем продаж отечественных моделей.
По различным прогнозам продажи на первичном рынке легковых автомобилей в нынешнем году увеличатся до 130–145 тыс. единиц и $2,7–2,74 млрд. Таким образом, прирост по разным маркам составит от 30 до 50%. Специалисты отмечают, что наиболее популярные и продаваемые автомобили находятся в ценовой категории $9–17 тыс.
При увеличении рынка почти наполовину вряд ли будет расти объем продаж отечественных машин. При стоимости последней от $4,7 тыс. до $12 тыс. (среднего и малого класса) покупатель чаще всего отдает предпочтение иномаркам за $8–10 тыс. Спрос отражается и на развитии кредитных программ. В «Питер-Ладе» подсчитали, что в среднем на рынке доля проданных в кредит отечественных автомобилей составляет 44%, а иностранных – 74%.
В автоцентре «Атлант-М Балтика» в 2004 году объем кредитных сделок составлял 35% от общего объема реализации. А в прошлом году эта цифра достигла уровня 48,9% по отношению к новым автомобилям. Выросло и количество страховых договоров – с 27,9% до 59,23%. Аналогичные показатели демонстрируют все дилеры.
Непосредственно в шоу-румах работают представители банков и страховых компаний. Очень часто салон сотрудничает с несколькими банками одновременно. Таким образом, каждый клиент может подобрать оптимальную для него кредитную схему. При подтверждении возможности кредита оформление документов также производится в самом автосалоне.
Кроме кредитования на росте продаж первичного рынка существенно сказывается услуга trade-in (старый автомобиль в зачет оплаты нового). В последнее время она становится все более востребованной, поскольку компания-дилер кроме предоставления нового транспортного средства берет на себя все заботы по продаже старого.
Тем, кто ориентируется на покупку автомобиля с пробегом, подобная услуга гарантирует профессиональную и непредвзятую оценку состояния машины. «Если раньше при такой покупке возникала необходимость обращения на сервисную станцию, то сейчас автоцентр продает технику с соответствующей дефектовочной ведомостью», – говорит региональный управляющий холдинга «Атлант-М» в России Александр Пырко.
Для продавцов trade-in также является выгодной схемой. В последнее время некоторые дилеры, например «Восток-Авто», стали предлагать лизинг и схемы кредитов с обратным выкупом – автомобиль, приобретенный в магазине в рассрочку, возвращается продавцу, а тот гасит значительную часть выплат.
Рынок? Не насыщен. Перспективы? Радужные
Среди главных факторов повышения спроса – растущие доходы населения, увеличение мощностей автосборочных производств на территории России, усиление конкуренции в банковской сфере и, как следствие, – появление еще более доступных схем автокредитования. Кстати, считается, что россияне чаще, чем представители других наций, покупают автомобили очень дорогих марок. В прошлом году в нашей стране было продано более 500 новых Porsche и Jaguar, около 200 Bently, 60 Maseratti, 30 Ferrari и 12 Rolls-Royce.
Правда, из-за резкого роста рынка импортеры и дилеры столкнулись с проблемами нехватки автомобилей на складах и в производстве. Период ожидания в очереди на отдельные модели составляет от пары месяцев до полугода. Импортеры приложили максимум усилий для того, чтобы увеличить количество ввозимых машин. Одновременно с этим проявилась проблема с логистикой. Рост объемов ввоза выявил нехватку соответствующего транспорта (автовозов). Это, в свою очередь, сказалось на повышении тарифов автоперевозчиками.
По оценкам экспертов, компаниям, доставляющим автомобили в Россию, необходимо увеличить собственный автопарк как минимум вдвое.
Одни аналитики прогнозируют стабилизацию автомобильного рынка к 2012 году. Предполагается, что к этому времени объем продаж останется на том же уровне или произойдет небольшой спад. Другие говорят, что уже к 2008 году рынок перейдет в фазу стабильного роста.
Сколько автосалонов и дилерских центров откроется в Петербурге, сегодня ответить сложно. У каждого производителя есть свой график строительства и ввода новых автоцентров. Импортеры рассчитывают количество дилеров исходя из емкости рынка (не насыщен), перспектив развития региона (радужные) и квот на автомобили заводов-производителей.
В среднем у крупных импортеров до 2010 года дилерская сеть может насчитывать от 8 до 10 автоцентров. Так, по плану GM, например, к концу 2008 года в Петербурге должны работать восемь дилеров.
Однако часто планы, даже не долгосрочные, корректируются в зависимости от ситуации на рынке. Они могут претерпеть изменения как в большую, так и в меньшую сторону.
Требования импортеров жестки, и следовать им необходимо неукоснительно – иначе разорвут контракт. Все дилеры одной марки должны находиться в равных условиях, это касается даже проведения специальных акций и рекламных кампаний. Все игроки подтверждают, что конкуренция между дилерами, безусловно, существует. Но, учитывая рост рынка, она недостаточно остра. Сейчас остается немало возможностей и для успешной работы и для развития.
Выигрывает тот, кто оказывает качественный сервис на каждом этапе – и при продаже автомобиля, и при его регулярном обслуживании. На первый план выходят не количественные, а качественные показатели работы. В этом сегменте рынка залогом успеха становится грамотная рекламная политика компании и вежливый квалифицированный персонал.