Сейчас наш город – лидер в этой сфере, на его территории насчитывается более 800 малых гостиниц. Данный сектор составляет примерно 25% номерного фонда Петербурга и дает работу более 15 тысячам людей. Деятельность малых форм размещения регламентирована Жилищным законодательством, однако отдельного закона по мини-отелям до сих пор нет.
Закон поставят в очередь
Правовая неопределенность приводит к систематическим стычкам с надзорными и контролирующими органами, что ставит под угрозу дальнейшее развитие бизнеса. Какой закон нужен гостиницам малых форм размещения? Какие положения он должен содержать? Эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола, организованного редакцией «Бюллетеня Недвижимости».
Модератор: Насколько мне известно, до сих пор нет никакого законодательства, которое бы регламентировало создание и дальнейшую деятельность мини-отелей. Тем не менее какие-то законы на рынке существуют. Хотелось бы понять, чем в своей работе руководствуются владельцы малых гостиниц?
Владимир Васильев (на фото), президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга:
На сегодняшний день ситуация такова. Отдельного закона по мини-отелям нет. В связи с этим сферу малого гостиничного бизнеса регулируют более 260 документов, которые в той или иной степени противоречат друг другу. Во-первых, это основные нормативные документы, которыми руководствуются все предприятия малого бизнеса. Они прописывают легальность по отношению к налоговому законодательству, необходимую санитарную и пожарную документацию, обязательное наличие кассовых аппаратов. С этой точки зрения, сказать, что малые формы размещения находятся вне закона, нельзя. Во-вторых, к нам применяют законы, регулирующие деятельность крупных и средних гостиниц.
Модератор: Тормозит ли отсутствие специального закона появление новых мини-гостиниц в Петербурге?
Владимир Васильев: Да, в последнее время процесс создания новых гостиниц несколько замедлился, поскольку большинство наших предприятий существуют, как говорится, скорее вопреки, чем благодаря. Мы очень страдаем от того, что нет закона по малым средствам размещения и прилагаем все усилия, чтобы его создать. Например, пять лет назад Ассоциация малых гостиниц, Российский Союз туриндустрии, Комитет по физкультуре и спорту Ленинградской области, Фонд развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и несколько профсоюзов подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области развития малых отелей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Целью соглашения является формирование понятных правил взаимоотношений между госорганами и представителями бизнеса. В последние два года к этому процессу постепенно подключились Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Комитет по инвестициям и стратегическому планированию. Благодаря их поддержке наконец-то возник проект закона «О малых средствах размещения в Санкт-Петербурге». Мы, в свою очередь, подготовили свой вариант этого документа. Однако на рассмотрение проект так и не был принят.
Михаил Аджемов, помощник председателя профильной комиссии по туристской индустрии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: Разумеется. Потому что принять такой закон в Петербурге невозможно – нормативные документы выходят за рамки наших полномочий. Он должен рассматриваться на федеральном уровне. Но пока с такой инициативой на федеральный уровень никто не выходил. Ни Законодательное Собрание, ни губернатор.
Александр Сергеев, финансовый директор сети мини-отелей «ИРА»: А что необходимо, чтобы ускорить этот процесс?
Михаил Аджемов: Надо получить постановление Законодательного Собрания. А потом ждать пока в Государственной Думе кто-то очень захочет, чтобы этот закон попал в какую-то из сессий. Вы знаете, сколько там инициатив от субъектов Федерации лежит? Порядка двух тысяч. Они могут там лежать годами нерассмотренными.
Модератор: И тем не менее… Сколько времени может занять у Законодательного Собрания Петербурга подготовка документов?
Михаил Аджемов: Немного. Материала достаточно, мы его хорошо знаем и не раз обсуждали. Думаю, к весенней сессии это можно было бы сделать. Но потом мы направим все это в Госдуму, и они там лягут на долгое время. Законопроектов очень много, и когда подойдет наша очередь, неизвестно. Кроме того, учитывайте, что 2011 год – это выборный год, произойдет много интересных событий, думцам будет не до отелей. Так что в осеннюю сессию наша законодательная инициатива вряд ли пройдет.
Отдельные буквы закона
Проблемы мини-отелей связаны в основном с несовершенством федеральных подзаконных нормативных актов. Там, например, отсутствует четкое определение «малый отель», что усложняет взаимоотношения с контролирующими органами. Все технические и законодательные нормы применяются без изменений к любым средствам размещения независимо от размера номерного фонда и годового оборота. Необходимо вносить коррективы в существующие пожарные и санитарные требования для малых средств размещения, которые позволили бы упростить процедуру согласования.
Владимир Васильев: На федеральном уровне все же некоторое движение есть. В частности, сейчас появился новый ГОСТ по малым средствам размещения. Но, как только мы начали с ним работать, мы обнаружили, что данный стандарт составлен предельно непрофессионально. Некоторые положения, принятые в рамках этой бумаги, не внесли никакой ясности, а лишь вызвали дополнительные проблемы. И это касается не только малых средств размещения, расположенных в квартирах. Этот ГОСТ – хороший пример того, что получается, когда законы принимаются вдалеке от непосредственных участников бизнес-сообщества и делают это люди, которые имеют слабое представление о работе отрасли. Единственное, чего мы пока добились, – независимо от того, примут закон или нет, в рамках Комитета будет создан реестр малых гостиниц.
Михаил Аджемов: Зачастую малые гостиницы не имеют мест для парковки, у них отсутствует второй выход. Из-за этого их постоянно притесняют и пожарная инспекция, и надзорные органы. Пожалуй, самый щепетильный вопрос – это требования пожарной безопасности. И он должен быть урегулирован.
Владимир Васильев: Вот в этом-то вся и проблема. Существующее законодательство регулирует деятельность крупных и средних отелей. Мы же хотим, чтобы появился закон, который бы позволил не подстраивать малые средства размещения под гостиницы такого масштаба, как «Пулковская» или «Прибалтийская». На самом деле абсолютно не имеет никакого значения – существует при гостинице из десяти номеров мини-стоянка или нет, потому что там должны быть совершенно другие нормативы. Поэтому и надо начинать с введения в законодательную базу определения, что такое малое средство размещения.
Модератор: Какое определение дает проект закона «О малых средствах размещения в Санкт-Петербурге»?
Михаил Аджемов: Цитирую: «Мини-гостиницы – это средства размещения с количеством номеров от 3 до 30, расположенных в жилых или нежилых помещениях, в которых осуществляется деятельность по предоставлению помещений для временного проживания постояльцев на срок не более 90 дней, включенные в реестр мини-гостиниц и операторов от мини-гостиниц Петербурга в соответствии с настоящим законом Петербурга. Мини-гостиницы могут оказывать сопутствующие услуги в соответствии со статьей 6 настоящего закона».
Владимир Васильев: Самое страшное в законодательных актах, когда они вводят какие-то чрезвычайно жесткие ограничения. Почему количество номеров должно быть от 3 до 30? И почему срок размещения не может быть более 90 дней? А если постоялец хочет остановиться в гостинице на полгода? Ни в Европе, ни в Америке вообще нет никаких ограничений. Там люди живут в гостиницах всю жизнь, просто потому, что им это удобно. Зачем ставить эти рамки? В нашем варианте мы предложили следующее определение: «К малым средствам размещения относятся любые объекты малого предпринимательства в гостиничной сфере, предназначенные для временного проживания физических лиц с номерным фондом не более 100 номеров бизнес- и эконом-класса, расположенные в жилом и нежилом фонде, в отдельно стоящих зданиях или являющихся частью жилых и нежилых зданий с различной формой собственности – юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие численность работников до 50 человек и годовой оборот в размере, не превышающем предела установленного нормативными актами РФ Петербурга».
Модератор: Кроме того, что закон должен сформировать юридическое понятие «малые средства размещения», что он еще обязан содержать?
Владимир Васильев: Надо разъяснить, что такое оператор, клиент и гость малого средства размещения, дать определение таким понятиям, как номер и сопутствующие услуги. Кроме того, в проекте должны содержаться классификация средств размещения, порядок условий деятельности малых средств размещения на территории Петербурга. Также надо сказать о ГОСТах и СНиПах, о регистрации, о рекламе, ввести туда реестр операторов, меры государственной поддержки малых средств размещения. На самом деле этот проект является рамочным. Это канва, с ним еще надо работать, и он еще будет перерабатываться и обсуждаться законодателями совместно с профессионалами гостиничной отрасли. Но я хотел бы отметить главное. Этот закон должен быть определяющим в основной части. Все остальное нужно решать с помощью подзаконных актов, а стандартизация и унификация должны касаться только безопасности гостей. В остальном закон надо делать максимально простым. Если мы будем пытаться все до последней гаечки вписать, он будет приниматься еще лет тридцать и в конечном итоге окажется нежизнеспособным.
Юрий Халимовский, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры»: В своем законопроекте вы будете стремиться к стандартизации или постараетесь сосредоточиться на уровне модного сейчас саморегулирования?
Михаил Аджемов: Да, действительно. Поскольку расширилась база создания саморегулируемых организаций, может, мы поищем здесь какой-то вариант?
Владимир Васильев: Мы уже его рассматривали. 315-й закон интересен, поскольку он расширяет наши полномочия и обязывает чиновников реагировать на наши запросы и обращения. Но, с другой стороны, этот закон несовершенен, громоздок и требует больших денежных затрат. СРО, конечно, не для малого бизнеса пока. Кроме того, наша ассоциация фактически выполняет функцию СРО, но без финансовых вложений. Хотя наши возможности очень ограничены, я понимаю, что если бы мы в свое время не объединились, то сейчас не имели даже слабого голоса.
Юрий Халимовский: Жители домов, в подъездах которых образуются мини-отели, как правило, очень этим недовольны. Как-нибудь эту ситуацию ваш проект регулирует?
Владимир Васильев: Да, регулирует, причем очень просто. Если вы являетесь собственником недвижимости, то вправе распоряжаться ею так, как считаете необходимым. Любой собственник может сдать квартиру кому угодно. И кто-то отдает ее внаем, например, узбекским или турецким строителям, которые по 50 человек живут в двух комнатах и мешают соседям значительно больше, чем постояльцы маленькой гостиницы. Кстати, в большинстве случаев мини-отели, которые используют части жилых помещений, благоустраивают за свой счет придомовую территорию, ремонтируют лестницы, вкручивают лампочки и т. д. Что же касается конфликтной ситуации, то здесь по законодательству у мини-отелей такие же права и обязанности, как и у обычных владельцев приватизированного жилья. Если владелец мини-отеля нарушает правила общежития, то к нему применяются те же санкции.
Михаил Аджемов: Жилищный комитет готовит проект закона о доходных домах. Это может иметь отношение к вашему бизнесу?
Владимир Васильев: Вряд ли. Создается некая структура, которая, судя по всему, будет государственной или унитарной. Она сама собой будет управлять, сама будет тратить деньги, которые выделены из бюджета. Там очень большой объем недвижимости, и основная идея понятна – обеспечить гастарбайтеров дешевым жильем. Но у меня очень сильные сомнения, что это стыкуется с малым отельным бизнесом. Вряд ли кто-то близко подпустит нас к этому куску.
Просто не мешайте работать
Если закон «О малых средствах размещения в Санкт-Петербурге» не будет принят, бизнес не сможет выжить. Преодолевать препятствия большинство отельеров уже не в состоянии.
Модератор: Пока федералы не приняли закон, город как-то может облегчить жизнь малому гостиничному бизнесу?
Михаил Аджемов: Нужно продолжать жить и соблюдать правила игры, которые сегодня существуют. До тех пор пока не будет принят нормативный документ, который обеспечит правовую базу.
Александр Сергеев: Легко сказать. А что делать, когда законы не соблюдает власть? Работать реально при любом законе и в любой системе, но только тогда, когда она есть. А в нашем городе ее нет. Нам, например, не повезло. Одна из наших гостиниц расположена на участке вдоль Таллиннского шоссе, мы на нем работаем 15 лет. И в один прекрасный день правительство Петербурга выпускает постановление о прекращении действия нашего договора, а свой участок мы должны передать фирме «Донк». В итоге мы прекратили развитие своего объекта и четыре года только непрерывно судимся. В последнем письме из городской прокуратуры нам сообщили, что в связи с выявленными нарушениями вице-губернатору города господину Филимонову вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. То есть внесено изменение в закон Санкт-Петербурга, но нашу частную проблему это не решает. Нашу землю все равно отдали, а у нас там объект. И что мы должны делать? Еще и снести его за свои деньги?
Владимир Васильев: На самом деле все попытки ставить какие-то препоны приводят просто к стагнации бизнеса и уменьшению налогооблагаемой базы, поскольку вместо обслуживания клиентов гостиницы мы постоянно вынуждены от кого-то отбиваться. Случай, о котором рассказал Александр, беспрецедентный. А из колеи могут выбить и более безобидные вещи. Например, был принят закон о регистрации, который направлен на ограничение и контроль за эмиграцией рабочей силы. Он очень больно ударил по всем отелям, в том числе и по малым. По этому закону мы обязаны в течение 24 часов регистрировать всех приезжающих к нам граждан, причем не только иностранных, но и российских. Для этого мы должны ежедневно, вручную заполнять анкеты в двух экземплярах и отвозить их на Литейный. То есть, с одной стороны, наш президент говорит о современном электронном правительстве, а с другой мы, как 30 лет назад, пишем вручную анкеты. Это очень усложняет нам жизнь. Но основная проблема даже в другом – мы готовы и стремимся соблюдать законы, но некоторые из них просто технически исполнить не в состоянии.
Александр Осипов, владелец гостиницы «Аврора»: Я тоже считаю, что работать очень сложно. У меня две мини-гостиницы в жилом фонде. Пока меня никто не закрыл, но ощущение, что это могут сделать в любой момент, стойкое. Не нужны почему-то мини-гостиницы нашему городу. Что-то невнятное прописано в новом Жилищном кодексе о том, что предпринимателям разрешено организовывать бизнес в квартире. На деле же получается, что это положение кто как хочет, тот так и трактует.
Ольга Ершова, управляющий мини-отеля «Петровский двор»: У меня собственность в жилом доме, но не далее как в этом году я начала думать – стоит мне дальше развиваться или нет. Я вообще не защищена, у меня огромное количество проблем и с администрацией района, и с муниципалами. Я тот самый маленький человек, которого все пытаются использовать.
Без перспективы
Модератор: Сейчас нам уже определенно сказали, что до 2012 года документ точно не будет принят. Есть ли перспективы развития у мини-отелей при таком раскладе?
Владимир Васильев: Вряд ли. Цены на недвижимость очень высокие, срок окупаемости предприятий значительно вырос. Многие мои коллеги подумывают о том, чтобы здесь все продать и перенести бизнес в Европу. Там недвижимость дешевле, доступнее, а законодательная база благоволит к малому бизнесу. Так зачем мучиться?
Модератор: Чего все-таки вы ждете от этого закона?
Александр Сергеев: Хоть каких-то преференций.
Владимир Васильев: Согласен. Закон должен защищать малые средства размещения, потому что схоластические разговоры, что все мы находимся в обществе равных возможностей, мало кого согреют. Мы не хотим быть равными, мы хотим быть маленькими, которых берегут. Малый бизнес не способен сегодня жить в условиях свободной конкуренции. Если малый бизнес сейчас не будет получать каких-то льгот, он просто вымрет. Малый и средний бизнес – основа для открытого социального общества, которое мы хотим строить. Если мы хотим счастливого будущего для наших детей и внуков, нам нужно хоть что-то сделать. А если мы ничего не будем делать, то и наши внуки, которым мы передадим гостиничный бизнес, будут сталкиваться с теми же проблемами.