Закон вносит коррективы в ряд федеральных нормативных актов и призван ускорить процесс оформления всех госземель в федеральную, региональную и муниципальную собственность. Старый закон образца 2001 года, по прогнозам Минэкономразвития, смог бы распределить земли по уровням власти не к 2008 году, как было запланировано, а лишь к 2023-му.

Например, из 10 тысяч земельных участков, составляющих 20% территории Северной столицы (документы по которым за последние годы были переданы на согласование в Москву), постановление Правительства РФ вышло лишь по 80. Система оказалась заформализованной.

Еще одной причиной затяжного разграничения было блокирование согласования перечней в регионах – в тех случаях, когда различные уровни власти претендовали на один и тот же участок. Все это тормозило процесс выкупа земли под приватизированными постройками. Собственники частных объектов на неразграниченных участках нередко получали отказ.

Было неясно, какой уровень власти должен выступать в роли продавца. Новый закон отменил систему согласования земельных перечней и вместо нее ввел уведомительный порядок разграничения. Принцип раздела остался прежним: земля оформляется по принадлежности имущества, расположенного на участке.

Зато самому процессу придано ускорение. Вся процедура сведена к регистрации прав собственности: органу власти для оформления своего владения достаточно будет представить заявление и пакет документов на участок в органы юстиции. Сама регистрация прав собственности должна занимать не более трех месяцев. Другим нововведением стал вывод из-под разграничения участков под приватизированными постройками.

Единственным продавцом госземель под частными объектами признается муниципалитет (в Москве и Петербурге – городские власти).

К новому этапу всероссийского размежевания уже начали готовиться на местах. В Ленобласти недавно принят закон, регламентирующий новую схему управления земельными участками до момента разграничения. Документ передал право распоряжаться участками площадью до 1 га районам – по согласованию с муниципальными властями поселений, а операции с наделами свыше 1 га – в компетенцию областного правительства. Завершить процесс разграничения в регионе планируется в 2008–2009-м, после чего 22% областных земель будут принадлежать правительству области,18% – муниципалитетам, а остальные 60% – федеральному центру.

Иная ситуация в Петербурге. Как известно, в Северной столице традиционно существовал единый подход к управлению городской и федеральной недвижимостью. По временному соглашению с Росимуществом КУГИ переданы полномочия по распоряжению федеральной собственностью, в том числе и земельными участками, на всей территории города.

Федеральная недвижимость – это около 40% от всего имущественного блока, находящегося в ведении КУГИ. И в результате процесса разграничения львиная доля участков вместе с платежами за них может отойти Федерации. Помимо всего прочего это чревато и появлением в Санкт-Петербурге федеральных структур, которые станут распоряжаться федеральными земельными участками на территории города.

В активизации процедуры Смольный не заинтересован. По словам главы КУГИ Игоря Метельского, новый закон облегчит процесс, однако с точки зрения объемов проводимой ранее работы комитет менять ситуацию не намерен. Город по-прежнему будет готовить к регистрации примерно 2 тыс. участков в год. На данный момент в Петербурге разграничено менее 1% территории.

Судя по всему, установление официальных собственников на госземлю вновь грозит уйти в долгосрочную перспективу.

Текст: Александр Смирнов