У Москвы, Киева, Новгорода есть по кремлю и по паре улиц, в крайнем случае кварталов, которые не тронуты бульдозером XX века. Та же картина в большинстве крупных городов Европы и США.
Ценность Петербурга в том, что в нем сохранены не только отдельные шедевры зодчества, но и целостная архитектурно-пространственная среда – каким он был, таким он и остался.
Турагентства всего мира предлагают своим клиентам тысячи маршрутов. Конечной целью одних являются пляжи, других – горнолыжные склоны. Кого-то влекут гейзеры, кого-то айсберги. По любому маршруту человек едет в надежде увидеть что-то определенное.
В Петербург отправляются, чтобы соприкоснуться с чем-то большим, чем просто архитектурные ансамбли и музейные сокровищницы. Он нечто вроде града Китежа – легенда, миф, но во плоти.
На Малой Садовой или Большой Подьяческой, если хватит фантазии мысленно убрать автомашины и электропровода, можно ощутить себя свидетелем жизни XVIII–XIX веков. Поэтому вполне естественно, что существенной отраслью и "важнейшим из искусств" для Северной столицы является туризм.
Через два-три года в городе должен исчезнуть дефицит гостиниц.
По крайней мере, на прошедшем на днях заседании Правительства было принято решение, которое приведет к ощутимому снижению стоимости строительства отелей. Гостиничным инвесторам дали зеленый свет, и они, скорее всего, не преминут этим воспользоваться.
Следовательно, Северная Пальмира распахнет объятия гораздо большему количеству туристов.
Между тем гостей необходимо не только расселять, но и кормить, развлекать на протяжении всего туристического сезона. Поэтому с середины мая по начало ноября (с последнего до первого снега) в мегаполисе бурлит жизнь "временных" объектов недвижимости – речных причалов и открытых кафе. С этим в Петербурге пока не все в порядке. Точнее, причалы и кафе есть, но нет достаточно проработанной нормативной базы.
Ситуация такова: имеются строители, готовые возводить легкие сборно-разборные конструкции, имеются речники, готовые делать и эксплуатировать пассажирские суда, – не клеится только бумажная работа. А развитие бизнеса без хороших, качественных "бумажек" может двигаться только в одном направлении – незаконном. О пользе городу здесь не идет и речи. Более того, процветает старый советский "договорняк": в борьбе за место под солнцем гораздо большее значение имеют личные связи, чем профессиональные качества. Разумеется, на старой телеге далеко не уедешь.
Надо надеяться, что чиновники, которые уже близки к решению проблем гостиничной инфраструктуры, скоро всерьез возьмутся за сферу летнего общепита и такого вида развлечений, как речные перевозки. Иначе будущие комфортабельные отели могут остаться без постояльцев.
Достойно проведенная "бумажная работа", как это ни странно, способна внести куда более ощутимый вклад в развитие петербургского туристического бизнеса, чем юбилей-300 или саммит G8.