Разрешение на возведение торгово-развлекательного комплекса суперрегионального масштаба было получено в начале 2004 года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 51 от 13.01.2004). Через три месяца на площадке за СКК состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент будущего молла "Питер Радуга" площадью 85 тыс. кв. м. Бюджет проекта превышает 100 млн евро.
Радужная перспектива
Девелопером, проектировщиком и застройщиком комплекса выступила VINCI Construction Grands Projets (Франция). Архитектурная концепция разработана компаниями Design architectural и Blank architect. Эксклюзивным агентом по сдаче площадей в аренду стала международная консалтинговая группа Astera Oncor. Управлять объектом впоследствии
будет также французская фирма Cegis.
Под строительство "Питер Радуги" VINCI досталось большое пятно в одном из самых густонаселенных и престижных районов города. Под объект выделили ранее пустовавший земельный участок площадью 25 га на проспекте Космонавтов, ограниченный Кузнецовской и Бассейной улицами. Таким образом, торговый центр будет обеспечен подъездами со
всех сторон. С запада – по Московскому проспекту, который связывает исторический центр Петербурга (в 7 км от комплекса) с аэропортом Пулково. С востока – по Витебскому проспекту. Ближайшая станция метро – "Парк Победы".
Первичная зона охвата "Радуги" составляет 621 тыс. потенциальных клиентов. Дорога до комплекса на автомобиле для них займет всего 5–15 минут. Вторичная южная зона включает полмиллиона жителей, северная зона – еще полтора. Количество посетителей в год может составить до 14 млн человек.
Ожидаемый годовой оборот "Питер Радуги" – 350 млн евро.
Выгодное местоположение, отсутствие поблизости других торговых объектов и необычная концепция сразу же привлекли внимание арендаторов. Уже в ноябре прошлого года площади строящегося торгового центра были заполнены на 75%. Причем многие из будущих арендаторов до сих пор не были представлены в Петербурге. Арендные ставки находятся в диапазоне $450–900/кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов).
Якорные новички
О своем участии в проекте заявило ООО "real,-Гипермаркет". Торговое подразделение немецкого холдинга METRO Group выбрало для открытия своего первого в Северной столице гипермаркета именно "Питер Радугу". Крупнейший якорный оператор займет 17 тыс. кв. м комплекса, из них 12 тыс. "квадратов" – торговая площадь. Таким образом, "Реал" станет одним из крупнейших продуктовых гипермаркетов города (сегодня самым большим гипермаркетом подобного формата считается "О`Кей" у станции метро "Ладожской").
Ассортимент товаров гипермаркета "Реал" будет насчитывать более 35 тыс. наименований, включая 13 тыс. продовольственных и 22 тыс. непродовольственных товаров (вплоть до электротоваров, одежды и даже книг).
Одним из принципов сети является наиболее полное удовлетворение запросов покупателей в
товарах местного производства. Поэтому среди поставщиков преобладают российские – около 90% (не менее 20% из них имеют "петербургскую прописку").
Генеральный директор ООО "real,-Гипермаркет" Торстен Фогт заявил, что первый объект в городе на Неве обойдется компании в 15 млн евро. Всего же в Северной столице за пять лет предполагается создать сеть из пяти-шести магазинов.
Инвестиции в каждый из гипермаркетов составят 20–30 млн евро – в зависимости от площади объекта.
Вторым якорным арендатором "Питер Радуги" станет гипермаркет OBI. Немецкая сеть крупноформатных магазинов по продаже товаров для строительства и дома – также новичок для нашего города. OBI работает в формате DIY (do it yourself – сделай сам). В "Питер Радуге" магазину отвели 12 тыс. кв. м (торговая – 5 000 "квадратов"). Всего в Петербурге планируется открыть четыре магазина сети, которая развивается по франчайзинговой схеме. Франшиза на развитие марки OBI в России и СНГ принадлежит компании "OBI франчайзинговый центр".
Торговая галерея молла "Питер Радуга" займет площадь почти в 40 тыс. кв. м. В ней разместятся около 130 магазинов. Площади зоны fashion уже полностью заполнены. Среди арендаторов – Esprit, L`Etoile, Sephora, Axara и др.
Подписан договор о сдаче в аренду помещений компании Stockmann. Холдинг торгует не только одеждой под одноименным брэндом. В него также входит сеть универмагов одежды Seppala, компания владеет франшизами на развитие на российском рынке датской сети Bestseller и испанской Zara. В "Питер Pадуге" появится первый в городе на Неве магазин Zara (2 150 кв. м), а также магазины Bestseller и Seppala (1 650 кв. м).
Кроме того, в комплексе на проспекте Юрия Гагарина откроется первый в Петербурге магазин спортивной и джинсовой одежды для взрослых и детей Tommy Hilfiger (131 кв. м). До сих пор эта марка была представлена только в Москве, где сотрудничает с торговыми комплексами "Рамстор", "МЕГА", "Охотный ряд".
Под торговлю бытовой техникой и электроникой в молле "Питер Радуга" отведено 7 000 кв. м.
На объекты культуры и досуга – еще столько же. Рестораны и кафе, поделенные на три фудкорта, разместятся на 2 700 "квадратах".
Развлекательная составляющая торгового центра представлена мультиплексом Kinostar De Lux на 10 залов (8 000 кв. м) и боулингом на 18 дорожек (2 500 кв. м) со спортивным баром и бильярдом. Бесплатная парковка рассчитана на 3 500 автомобилей.
Укрупнение как необходимость
Этот год может стать рекордным по открытию новых торговых центров в Северной столице. По данным петербургского подразделения компании Colliers International, к сдаче заявлено около 1 млн кв. м площадей. Общий объем предложения торговых помещений, по мнению аналитиков компании Becar, в декабре будет оцениваться примерно в 1,6 млн "квадратов", что приведет к удвоению рынка современных торговых площадей за последние два года. Правда, учитывая тенденцию переноса сроков ввода объектов в эксплуатацию, многие эксперты уверены, что действительный прирост торговых площадей до конца года может составить не более 450–650 тыс. кв. м.
Удваивание рыночных показателей в большей степени ожидается за счет намеченного на осень-зиму открытия трех крупных объектов: молла "Питер Радуга" и двух торгово-развлекательных комплексов "МЕГА" шведского концерна IKEA.
В настоящее время все вновь вводимые в Петербурге торговые комплексы имеют постоянную заполняемость 95–97%. Поэтому спрос на качественные площади остается на высоком уровне. В компании Becar считают, что прежде всего высокие требования к торговым центрам предъявляют крупные международные и национальные сети. Но их количество в нашем городе пока весьма ограничено.
Однако, что видно на примере таких объектов, как "Питер Радуга", новые брэнды постепенно выходят на рынок.
"Первым полноценным концептуальным торгово-развлекательным комплексом суперрегионального масштаба стал "Гранд Каньон" площадью 75 тыс. кв. м, открывшийся в феврале на углу проспекта Энгельса и улицы Шостаковича", – говорит Арина Сендер, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International. – Следующими будут "Питер Радуга", две "МЕГИ", "Гарден-Сити" и другие". Запуск этих объектов позволит с уверенностью говорить о том, что торговая недвижимость Северной столицы постепенно переходит на иной качественный уровень.