Власти Ленинградской области решили разделить единую региональную программу адресного строительства на две – областную и муниципальную. Причем для обеих программ планируется отдельное финансирование. На строительство социальных объектов в области деньги выделит областной бюджет, а местные адресные программы будут финансироваться из специально созданного фонда поддержки местного самоуправления. Закон о его создании Законодательное Собрание Ленинградской области уже приняло в первом чтении.

Без своих средств не обойтись 

Чиновники надеются, что хоть тогда местные власти начнут выполнять адресные программы и займутся капитальным строительством объектов социальной инфраструктуры. Сейчас на местах этим вопросам практически не уделяют внимания, предпочитая получать субсидии на строительство из областного бюджета. Естественно, данных сумм на капитальное строительство социнфраструктуры в районах не хватает.

По задумке разработчиков законопроекта, с появлением фонда поддержки местного самоуправления проблем с финансированием адресных программ должно стать меньше.

Разработкой адресных программ займутся сами муниципальные районы. Но чтобы рассчитывать на средства из фонда поддержки МСУ, необходимо соблюсти ряд требований. «На местах должны подробно проработать планы строительства, обосновать необходимые инвестиций и частично финансировать планируемые мероприятия», - говорит заместитель председателя Комитета финансов Ленобласти Виталий Рудинов.

По его словам, муниципальные образования должны самостоятельно вкладывать в соцобъекты не менее 10% от общей стоимости программы. Если муниципалы не смогут придерживаться заявленного плана, субсидии из областного бюджета придут на места позже.

Денег может не хватить

По словам разработчиков законопроекта, нормативы отчислений и размер дотаций каждому муниципальному образованию будут утверждаться областным парламентом при принятии бюджета на очередной финансовый год. В Комитете финансов Ленинградской области считают, что создание отдельного фонда по финансированию капитального строительства заинтересует муниципальные власти.

На местах действительно с оптимизмом восприняли появление фонда, но главы районов считают, что схема финансирования нуждается в доработке. Прежде всего, необходимо определиться, сколько все-таки денег область готова выделить муниципалитетам. «Не уверен, что каждый район сможет найти необходимые 10% средств на софинансирование адресных программ», - говорит глава Волосовского района Игорь Полянский.

В этом году объем адресной программы капитальных вложений, в которую входят областные и муниципальные объекты, составляет около 500 млн рублей. В то же время потребности в финансировании строительства и ремонта социальных объектов намного превышают заложенную сумму. «В регионе 18 районов, только нашему на ремонт школ, больниц, спортивных и образовательных учреждений требуется около 200 млн рублей», - говорит глава Тихвинского района Евгений Девяткин.

Поэтому развитие адресного социального строительства будет зависеть от того, сколько область заложит на это средств. Между тем в рамках реализации адресной программы капитальных вложений, в муниципальные образования Ленинградской области пока направлено всего 22 млн рублей. Эти финансовые ресурсы предназначены для строительства или реконструкции таких социальных объектов, как школа на въезде в Гатчину, дом культуры и бассейн в Тосно, дом культуры со спортивным залом в поселке Красноозерное Приозерского района и амбулатория в поселке Серебрянский Лужского района.

Все зависит от организации

Бездействие муниципалитетов в плане строительства объектов социальной инфраструктуры - не единственная забота областных властей. Гораздо большие опасения чиновников вызывает реализация Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». А возведение социального жилья как раз входит в его рамки. Причем в этом случае вопрос даже не в отсутствии средств.

Если для реализации адресных программ строительства на местах не хватает денег, то возведение жилья натыкается на проблемы организационного характера. «За прошедшие полгода многие муниципалитеты так и не смогли определиться с земельными участками под застройку и не провели аукционы, не подготовившись к строительству», - говорит губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков.

Тогда как, по данным Леноблкомимущества, свободные участки, которые могут быть предоставлены под жилую застройку в границах населенных пунктов, есть. Это как минимум 500 га разной степени привлекательности для инвесторов.

По мнению губернатора Ленинградской области, реализация в регионе и адресных программ строительства, и национального проекта по жилью во многом зависит от заинтересованности в этом муниципальных властей. А она, судя по всему, не очень большая. Поэтому в ближайшее время Комитет по строительству Ленинградской области должен будет подготовить договоры-задания для каждого муниципального образования, исходя из его потребностей, на возведение социального жилья силами и средствами самого муниципалитета.

Текст: Любовь Холопова