Старый закон, действующий с 2004 года, был призван уравновесить интересы строителей и горожан при реализации проектов уплотнительной застройки. И хотя глас народа по этому документу был всего лишь «рекомендательного» свойства, власть старалась к нему прислушиваться. Однако вступивший в силу Градостроительный кодекс РФ потребовал привести прежний закон в новый формат.
Смольный пошел радикальным путем и в конце прошлого года утвердил проект закона «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». В феврале этого года он был принят депутатами за основу, после чего надолго завис в согласительных процедурах. Итоговый нормотворческий продукт был утвержден лишь на заключительном заседании весенней сессии парламента.
По новому закону предметом публичных обсуждений будут не локальные стройки, а проекты планировки территорий и проекты межевания. В отношении отдельных инвестпроектов у власти будет обязанность лишь информировать население о предоставлении земельного участка под застройку. Теоретически граждане смогут подавать свои предложения по данному проекту.
Например, по вопросам благоустройства, высотности здания и пр. Но обсуждать и тем более выступать за запрет новой стройки они не смогут. Пересмотрены и некоторые принципиальные моменты, касающиеся регламента слушаний. В частности, уменьшены сроки экспозиции градостроительной документации, из процесса принятия градостроительных решений исключены муниципалы и пр.
В Смольном полагают, что регламентировать вопросы нового строительства теперь может лишь Генплан, а также Правила землепользования и застройки (будут приняты в конце этого года). Роль общественных обсуждений соответственно сокращается. По словам представителя губернатора в ЗС Михаила Бродского, удалось отклонить поправки депутатов, слишком обременительные для организаторов слушаний (возможность граждан затребовать любую документацию по проекту и пр.). Один из инициаторов подобного рода поправок депутат Михаил Амосов итоговым документом не доволен.
Тем не менее, по его словам, ряд принципиальных моментов удалось скорректировать. В частности, общественные слушания должны будут проводиться при внесении любых изменений в Генплан. Кроме того, в законе появилась целая статья, посвященная регламенту проведения слушаний по Правилам землепользования и застройки. По сути, их обсуждение будет последним шансом общественности в полной мере поучаствовать в процессе принятия градостроительных решений.