Возможности сети Интернет сегодня используют многие участники рынка финансовых услуг. Так, банки предлагают своим клиентам дистанционное обслуживание счета, а также, например, заполнение в режиме онлайн анкетызаявки на кредит. На сайтах некоторых жилищных кооперативов с помощью сервиса "калькулятор" можно рассчитать ориентировочный размер ссуды и сроки ее погашения. Не остались в стороне от технического прогресса и страховые компании. Правда, наиболее активно интернетстрахование развивается в Москве. Петербургские страховщики пока делают в этом направлении первые робкие шаги.
Виртуальная столица
ТЕРМИНЫ
Онлайновые технологии –
Интернет-магазин (от англ. online shop) – сайт, на страницах которого можно заказать тот или иной товар (услугу). |
Остальные крупные интернетстраховщики работают в основном на рынке Москвы и Московской области.
Интернет-знакомства
Кроме "Прогресс Невы", страхование недвижимости через Интернет в нашем городе практикуют еще четыре фирмы: Военностраховая компания, "АСКПетербург", "Русский мир" и "Спасские ворота". На их сайтах размещены анкеты, которые должен заполнить интересант. Дальнейшие действия зависят от величины страховки. Если объект типовой и при этом стоит относительно недорого (обычно не более $30–40 тыс., реже – $50 тыс.), готовый полис можно получить на дом без особых проблем. Этот вариант сродни заказу книг или, допустим, бытовой техники в среднестатистическом интернетмагазине.
С более дорогими квартирами и домами дело обстоит сложнее. После заполнения анкеты клиенту предлагают встретиться с агентом фирмы, который оценит страхуемое имущество. Данный сценарий, по сути, ничем не отличается от обычного, не виртуального способа страхования. С той лишь разницей, что заявление заполняется не в офисе компании, а дома – у компьютера.
Перечень вопросов анкеты и их количество может быть разным. Так, Военностраховая компания довольствуется минимумом информации. Допустим, в анкете страхования загородной недвижимости достаточно указать стоимость объекта, материал, из которого он построен, а также свои личные данные. Столь же нетребовательна компания "АСКПетербург". При страховании квартиры без осмотра клиент, помимо сведений о себе, должен указать количество комнат, а также выбрать наиболее актуальные, по его мнению, риски. Больше всего времени занимает анкетирование на сайте "Прогресс Невы". Заявление должно содержать сведения о типе здания (панельное, блочное, кирпичное и т. д.), характеристики квартиры (этаж, площадь), информацию о наличии охранных систем и др. Кроме того, потенциальный клиент обязан назвать примерную стоимость жилья (с отделкой и без) или лимит ответственности – если страхуется ответственность перед третьими лицами. Довольно бесхитростный опросник предлагает компания "Русский мир". В графы размещенной на ее сайте анкеты достаточно вписать свое имя, телефон и желаемый вид страхования. Остальное выяснит страховой агент на месте. На портале петербургского филиала "Спасских ворот" запрос можно вообще составить в свободной форме.
Пишите письма
Некоторая польза от столичных страховых интернетмагазинов петербуржцам всетаки есть. Поскольку такие сайты обычно обслуживаются специальным "онлайн отделом", зайдя на них, можно удобно и быстро получить консультацию по любым интересующим вопросам. Так, например, на порталах Промышленностраховой компании, а также страхового супермаркета Renins.com дан адрес электронной почты, куда можно послать письмо. Интернетсайты РОСНО, Ингосстраха позволяют не только пообщаться с экспертами, но и почитать ответы на часто задаваемые вопросы. Специалисты московской компании "ГУТАСтрахование" отвечают пользователям по электронной почте и даже по ICQ (программа для мгновенного обмена сообщениями).
Проконсультироваться можно также у петербургских страховщиков. Они, конечно, не так продвинуты в вопросах интернетстрахования, но зато хорошо знают ситуацию на местах.
Кстати, на сайтах некоторых страховых компаний есть специальные разделы, позволяющие пожаловаться на некачественное обслуживание (например, если нагрубил страховой агент). Там же, как правило, пользователи могут оставить свои пожелания.
Денежное однообразие
Обычно интернетмагазины предлагают своим клиентам несколько способов оплаты заказанного товара. Это может быть наличный расчет, оплата наложенным платежом по России (в том числе электронным), почтовый и телеграфный переводы, платежные системы типа "Яндекс.Деньги" и WebMoney, использование кредитной карты и т. д. Онлайн страхование в этом отношении пока достаточно консервативно. Московские фирмы принимают в основном три формы оплаты: наличными (деньги необходимо передать курьеру или посетить офис компании), кредитной интернеткарточкой CyberPlat, ASSIST, а также наложенным платежом через Сбербанк. Петербургские компании в основном работают за наличные. Правда, для удобства клиентов некоторые из них предусматривают возможность рассрочки. Так, например, Военностраховая компания допускает оплату двумя платежами в рассрочку на 4 месяца (при страховании имущества) и на 2 месяца – при страховании ответственности домовладельца. Кроме того, при заказе полиса через Интернет страховщики часто дают скидку 5–10% (см. таблицу).
Интернета нет
Перенести все этапы оказания страховой услуги во всемирную паутину пока не удается по нескольким причинам. Прежде всего, для этого нужен массовый спрос на онлайн страхование. Но такового в нашей стране нет и в ближайшее время не предвидится. Страховая культура населения даже в Москве и Петербурге оставляет желать лучшего, а в провинции она и того ниже. При этом автоматизация страхования требует высокой степени сознательности населения. Ведь если, допустим, человек, заполняющий на сайте заявление о страховании, допустит ряд ошибок (преднамеренных или случайных), выплата по договору будет затруднена или вообще невозможна. Сейчас такой проблемы нет, поскольку сделки заключаются, как правило, с участием агента. И он объясняет клиенту, почему так важно указывать в заявлении подлинные сведения.
Еще один негативный фактор, сдерживающий развитие отрасли, – недоверие граждан к электронным платежным системам. С другой стороны, не вошла в широкое употребление электронная цифровая подпись, хотя соответствующий закон принят еще в январе 2002 года. С ее помощью страховой полис можно было бы пересылать клиенту по сети Интернет.
К тому же, нельзя забывать, что без осмотра страхуют только относительно недорогие дома и квартиры. При этом не факт, что обладатели таких объектов вообще привыкли иметь дело с компьютером. Большинству из них комфортнее – в том числе и психологически – посетить офис компании и заполнить всю необходимую документацию там.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Ковальчук, генеральный директор страхового общества "Прогресс Нева" (группа "Ренессанс Страхование"): – Большинство крупных страховых компаний предлагают на своем сайте заполнить анкету, отправив которую, клиент может получить в ответ письмо с примерной стоимостью страхования. Кроме того, размещаются подробные описания программ страхования. Полностью пройти все этапы оформления полиса онлайн, как правило, не предлагают. Без осмотра возможно только страхование недорогих дач и квартир. Более ценная недвижимость требует подробного описания, составить которое способен только подготовленный специалист в ходе осмотра. В противном случае возможны споры при выплате возмещения, а это недопустимо для компании, дорожащей своей репутацией. Елена Полякова, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Военно-страховой компании: – Страхование недвижимости через Интернет в Петербурге пока развито слабо. На мой взгляд, в этом не стоит усматривать консерватизм участников рынка, которые якобы не желают идти в ногу со временем. Просто спрос на подобные услуги со стороны населения пока минимален. Граждане зачастую и к обычному страхованию относятся с недоверием. Покупка же полиса онлайн кажется им и вовсе чемто нереальным. Впрочем, некоторая положительная динамика всетаки наблюдается. В первую очередь, к услугам интернетстрахования все чаще начинают прибегать люди состоятельные, для которых время – деньги. Иногда мы сталкиваемся с "холостыми" обращениями. Граждане заполняют анкету на сайте из любопытства, чтобы узнать, как работает сервис. Кстати, некоторые из них, ощутив достоинства виртуальной системы, впоследствии становятся нашими клиентами. |