С 2007 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменяющие лицензирование в сфере строительства. Чтобы в этой отрасли не возникло правового вакуума, а качество и безопасность не снизились, Росстрой решил тщательно проработать все факторы, влияющие на строительный комплекс. По словам главы федерального агентства Сергея Круглика, уже сегодня здесь внедряются отдельные механизмы саморегулирования. Так, для устранения избыточных функций государства разработаны правовые акты - закон «О саморегулируемых организациях» и закон «О техническом регулировании». Последний предусматривает создание и принятие обязательных технических регламентов вместо ГОСТов и СНиПов.
Лишним не будет
Обеспечить плавный переход к саморегулированию в сфере строительства призвана вновь созданная при Росстрое рабочая группа. Специалисты Росстроя, Министерства экономического развития, депутаты и строители должны так продумать процесс перехода к саморегулированию, чтобы при этом не допустить правовых разрывов в законодательстве.
Участники строительного рынка идею создания группы восприняли с одобрением. «Отмена лицензирования уже не за горами, а реальные механизмы системы, которая должна прийти на смену существующей, пока не созданы. Отсутствует законодательная база, нет выработанных технических регламентов, не работает в должном объеме система страхования ответственности строителей», - говорит генеральный директор Холдинга RBI, руководитель Комиссии по разработке методологии сертификации строительных компаний Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Эдуард Тиктинский. Поэтому среди первоочередных задач создаваемой рабочей группы г-н Тиктинский видит формирование решений, позволяющих сделать переход к саморегулированию максимально безболезненным и не допустить правового вакуума в этом вопросе.
Альтернативные пути
Еще в начале года в рамках Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» была создана специальная комиссия, которая должна была сформировать предложения по механизмам альтернативным лицензированию. По данным генерального директора Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», члена правления Российского союза строителей Михаила Викторова, в качестве альтернативы лицензированию сегодня рассматривается несколько вариантов. Один из них – система страхования рисков. «Но при этом нужно будет сделать все, чтобы страхование не превратилось в кормушку и не стало одним из факторов, способствующих росту цен на жилье. Для этого, в частности, нужно ограничить тарифы, как это было сделано при введении ОСАГО», - считает Михаил Викторов. Другой рассматриваемый вариант – сертификация. По словам гендиректора Ассоциации, сейчас есть разные действующие системы, которые могут быть приняты за основу на федеральном уровне.
Участники рынка сегодня четко понимают, что сертификация должна включать два блока – сертификацию строительных услуг и сертификацию самой строительной компании (финансы, профессионализм сотрудников и т. д.). «Очевидно, что подход к фирмам должен быть разным с точки зрения выполняемых ими функций. Не может быть единого механизма для компании-генподрядчика и заказчика», - продолжает Эдуард Тиктинский.
Как сохранить качество
Одним из вариантов продления лицензирования и перехода к саморегулированию специалисты видят передачу части полномочий общественным организациям строителей. В этом случае выдача разрешения на право строительства останется за государством, а надзорные функции будут осуществляться совместно с ассоциациями. Кстати, вопрос контроля качества работы строительных компаний специалисты выделяют особо. Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» и Экспертный совет по определению надежности предприятий строительного комплекса уже готовят общие профессиональные стандарты, подразумевающие оценку качества строительства и финансовой устойчивости членов ассоциации.
Разработчики полагают, что стандарты качества, сформированные внутри профессиональных объединений, будут подкреплять федеральные отраслевые аналоги, которые сейчас носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер. «Цеховые стандарты могут заложить основу для развития системы саморегулирования, которая станет практически единственным гарантом качества строительства после отмены лицензирования в отрасли», - считает директор ЭСОНа Павел Созинов. Правда, сейчас, по его словам, есть попытки компенсировать отмену лицензирования введением обязательного страхования. Хотя изначально отмена лицензирования задумывалась как путь к созданию закона о саморегулируемых организациях. В любом случае участники рынка ждут от государства четкой политики в области строительства. Вполне возможно, что ясность в этот вопрос внесут поправки к закону »О лицензировании отдельных видов деятельности», которые готовит Комитет Государственной Думы по собственности.