Сегодня закон об оценочной деятельности нуждается в довольно существенных корректировках. Новую "неожиданную" версию законопроекта Госдума приняла во втором чтении в конце мая этого года. В новой редакции содержится требование иметь в составе СРО не менее 500 оценщиков – физических лиц. Существенные изменения претерпели положения, касающиеся ответственности оценщиков перед потребителями их услуг. Принятый во втором чтении документ весьма туманно описывает процедуру подготовки и утверждения федеральных стандартов оценки. Практики рынка уверены, что масса несуразностей содержится в тех разделах документа, которые касаются правил составления договоров, отчетов об оценке и пр. По мнению председателя Национального совета по оценочной деятельности в РФ Ивана Грачева, добиться существенных корректив закона перед третьим чтением будет крайне сложно. |
Под коллективным обращением подписались главы целого ряда оценочных профобъединений. В их числе Национальная коллегия специалистов оценщиков, Московская городская коллегия оценщиков, РКО "Северо-Запад", а также некоммерческие партнерства Алтайского края, Волгоградской, Иркутской, Красноярской, Пермской и ряда других областей.
Восемь лет без поправок
Закон "Об оценочной деятельности в РФ" был принят в июле 1998 года. До этого в нашей стране не существовало федерального закона, касающегося оценки. Данный законопроект разрабатывался в течение двух лет специалистами Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Госдумы и Комитета по вопросам экономической политики Совета Федерации. Документ оказался настолько проработанным и жизнеспособным, что в дальнейшем поправки в него почти не вносились.
На протяжении 1998–2001 годов предпринимались отдельные попытки уточнения и конкретизации тех или иных его положений. Однако практически все они были отклонены депутатами еще в первом чтении – как безосновательные или требующие более тщательной проработки. Что же касается немногочисленных замечаний и уточнений, утвержденных законотворцами, то они были связаны с вопросами профессионального обучения оценщиков и терминологическими аспектами.
Ненапрасные предчувствия
Сегодня закон об оценочной деятельности нуждается в довольно существенных корректировках. Это связано с тем, что с 1 июля текущего года в России отменяется лицензирование оценочной деятельности. При этом функции регулятора рынка будут выполнять саморегулируемые организации (СРО) оценщиков.
Законопроект, устанавливающий новые правила игры, готовился достаточно долго. По поводу последней версии, рассматривавшейся в течение зимы и в начале весны этого года, споры среди участников рынка были. Однако они касались в основном непринципиальных моментов. В целом же редакция документа всех устраивала.
Между тем уже тогда звучали опасения, что принятая в первом чтении версия документа в ходе согласований может сильно видоизмениться. Подобное мнение, в частности, высказывал президент Северо-Западного общества оценщиков (СЗОО) Эдуард Баяндин. По сути дела, так и получилось.
Новую "неожиданную" версию законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (о переходе к новой системе регулирования оценочной деятельности) Госдума приняла во втором чтении в конце мая этого года. Напомним: первое чтение состоялось в прошлом октябре.
Количество и качество
Претензии оценщиков касаются по большей части тех положений законопроекта, которые определяют критерии для включения СРО оценщиков в единый государственный реестр.
СПРАВКА Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативноправового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Контроль за осуществлением своими членами профессиональной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков. Источник: ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (второе чтение, статья 18). |
Согласно прежней версии поправок в саморегулируемую организацию должно было входить "не менее 500 специалистов-оценщиков или не менее 100 оценщиков, имеющих место нахождения не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации". В новой редакции содержится требование иметь в составе СРО не менее 500 оценщиков – физических лиц.
При этом территориальных ограничений в законопроекте нет. Как считает председатель Национального совета по оценочной деятельности в России (НСОД) Иван Грачев, это может привести к появлению огромного количества СРО. В итоге координация их действий, а также внедрение общероссийских стандартов оценочной деятельности значительно усложнятся. "Саморегулируемых организаций оценщиков в России должно быть не более трех-четырех", – резюмирует глава Национального совета.
Но главное даже не это. В соответствии с предыдущей редакцией предполагалось параллельно осуществлять саморегулирование как физических, так и юридических лиц. При этом последние должны были оставаться основными субъектами оценочной деятельности, осуществляя взаимодействие с потребителями и неся материальную ответственность за результаты оценки.
Теперь же выходит, что объединяться в СРО могут только физические лица. Но в то же самое время законопроект дает возможность заключать договоры по оценке от имени фирм. "Таким образом, – считает президент Россий-ской коллегии оценщиков Александр Галушка, – ущерб для репутации и финансового положения российских фирм, осуществляющих оценочную деятельность, в случае принятия закона в нынешнем виде будет существенным".
Уверенность бизнес-сообщества в необходимости развития оценочных компаний как ключевых участников современной оценочной деятельности подкрепляется позицией важнейших потребителей услуг по оценке, в том числе ОАО "Газпром" и ОАО РАО "ЕЭС России". Последние заявили о своей однозначной заинтересованности работы только с юридическими лицами. Потребители как никто другой понимают, что надлежащее качество и ответственность за результаты оценки могут обеспечить отвечающие требованиям времени высокоорганизованные оценочные компании.
Компенсационное ужесточение
Существенные изменения претерпели и положения, касающиеся ответственности оценщиков перед потребителями их услуг. Документ, прошедший первое чтение, гласил, что СРО "устанавливает в отношении своих членов обязательные требования к порядку обеспечения их имущественной ответственности, в том числе посредством страхования и (или) создания общества взаимного страхования, формирования компенсационного фонда".
Новая редакция делает учреждение компенсационного фонда, формируемого за счет взносов членов СРО, обязательным. Как отмечает председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский, материальная ответственность оценщиков – изобретение российских законодателей. "На Западе этот пункт не предусмотрен, так как там большую значимость имеет профессиональная репутация", – считает он.
Однако здравый смысл подсказывает, что цена ошибки в сфере оценки недвижимости и бизнеса может быть настолько высокой, что средств из подобной "копилки" попросту не хватит на возмещение ущерба. Кроме того, как считает вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман, создание таких фондов может привести к своего рода деградации СРО и вырождению их в коммерческие структуры.
Не говоря уже о том, что субсидиарная ответственность некоммерческих организаций за неправомерные действия своих членов не предусмотрена Гражданским кодексом РФ. Это ставит под сомнение саму возможность успешного функционирования компенсационных фондов. Во всяком случае, на текущий "законодательный момент".
По мнению руководства Российской коллегии оценщиков, формулировки законопроекта дают возможность не только заказчикам, но и третьим лицам предъявлять претензии напрямую к работникам, подписавшим отчет об оценке, минуя фирму. Причем оценочная компания не может защитить своего работника от выплат по страховке из компенсационного фонда и от подачи иска с целью ареста всего его личного имущества. Данная ситуация выводит физических лиц (работников) из-под контроля работодателя и создает почву для множества конфликтов в трудовых отношениях.
Кстати, по словам Виктора Плескачевского, сейчас готовятся также поправки ко второму чтению законопроекта "Об аудиторской деятельности" (о переходе к новой системе регулирования аудиторской деятельности). В этом документе также предусмотрено создание компенсационных фондов аудиторами.
Полномочия под сомнением
В законопроекте оговаривается спектр полномочий Национального совета по оценочной деятельности в РФ. Данная некоммерческая организация была создана еще в апреле 2004 года. В качестве "добровольных" первоочередных задач руководство НСОД определило содействие формированию цивилизованного рынка оценочных услуг и выработке критериев, предъявляемых к СРО. Кроме того, организация взялась за разработку единых правил, которые позволили бы достичь добросовестной конкуренции на рынке услуг по оценке стоимости имущества, а также нормативно-правовой базы оценочной деятельности в России.
Предполагалось, что после принятия поправок в закон об оценочной деятельности НСОД активно возьмется за создание федеральных стандартов оценки, необходимых сегодня бизнес-сообществу как воздух. Однако, как считает нынешний руководитель организации Иван Грачев, принятый во втором чтении документ весьма туманно описывает процедуру подготовки и утверждения этих стандартов. Так что в итоге унификация процессов, связанных с оценкой, в нашей стране может затянуться.
К законопроекту имеется и целый ряд претензий частного характера. Так, например, практики рынка уверены, что масса несуразностей содержится в тех разделах документа, которые касаются правил составления договоров, отчетов об оценке и пр. Это может в значительной мере затруднить работу оценщиков.
Ветер перемен?
Сегодня еще есть надежды на то, что складывающаяся не в пользу участ-ников рынка ситуация изменится. Открытое письмо с объективными выводами о возможных последствиях принятия законопроекта уже направлено в адрес Президента РФ, а также председателей Правительства, Совета Федерации и Госдумы.
Кроме того, оценщики стараются теснее сплотить свои ряды, чтобы отстоять "честь мундира". Для этого проводятся всевозможные конгрессы и конференции. В течение последних нескольких месяцев целый ряд встреч организовала Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков. В конце мая автономная некоммерческая организация "Союз-экспертиза" Торгово-промышленной палаты РФ провела в Москве круглый стол на тему "Проект нового закона об оценочной деятельности". Наконец, совсем недавно проблемы, связанные с переходом к саморегулированию, и возможные пути их решения обсуждались на V Международной научно-практической конференции "Оценочные технологии в экономических процессах", проходящей в Петербурге.
Между тем предпринимаемые усилия могут и не увенчаться успехом. Так, Правовое управление Госдумы по проекту Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (третье чтение) считает, что в нынешней редакции "отсут-ствуют внутренние противоречия и неправильная взаимосвязь статей". Нет претензий к документу и у Министерства экономического развития и торговли. "Поэтому, – делает вывод председатель Национального совета по оценочной деятельности в РФ и идеолог российской оценки Иван Грачев, – добиться существенных корректив закона перед третьим чтением будет крайне сложно".