История Варшавского вокзала уходит в далекий 1851 год, когда высочайшим повелением императора Николая I от набережной Обводного канала началась прокладка железной дороги от Санкт-Петербурга к Варшаве. Возведение вокзального комплекса проходило в два этапа.
К 1853 году по проекту архитектора Скаржинского было построено первое сооружение. Фасад, задуманный в стиле неоренессанс, с треугольным фронтоном и пятью высокими арочными окнами, нес особую градостроительную функцию, замыкая и оформляя перспективу Измайловского проспекта. Здания с трех сторон охватывали платформы, которые перекрывала арочная конструкция из металла и стекла.
Второй этап строительства был связан с необходимостью расширения вокзала: Петербургско-Варшавская железная дорога к 1859 году дотянулась до Пскова, а к 1862-му достигла Варшавы. По чертежам архитектора Сальмоновича была выполнена реконструкция вокзального вестибюля и путевого дебаркадера.
После Великой Отечественной войны здание, пострадавшее при артобстрелах и бомбежках, потребовало серьезной реконструкции: некоторые его помещения пришлось отстраивать заново. В 1949 году реставрационные работы были закончены.
В конце 1960-х, при электрификации Варшавской линии, железнодорожные пути вынесли из-под дебаркадера, а остекленную крышу демонтировали.
Вместе с Северной столицей Варшавский вокзал пережил все перипетии истории полутора столетий: три революции, все войны, экономические кризисы и взлеты. Спустя почти 140 лет со дня своего открытия, в мае 2001 года, он перестал быть объектом транспортного значения, а в конце 2003-го было принято решение о переводе поездов дальнего следования на Витебский вокзал.
Экспресс с комфортом
Смольный передал здание Варшавского вокзала на инвестиционных условиях холдингу «Адамант» чуть менее трех лет назад (распоряжение № 2149-ра от 12.09.2003). За право реализовать проект инвестор перечислил на развитие городской инфраструктуры $2,95 млн.
В конце апреля здание вокзала в качестве развлекательно-торгового комплекса «Варшавский экспресс» приняло первых посетителей. В бывших зонах ожидания, на платформах и в кассовых залах магазины предлагают гражданам одежду и обувь, парфюмерию и ювелирные изделия, кожгалантерею и товары для дома. Торговая галерея объединяет около 80 операторов. Среди них универсам «Глобус Гурме», бутики Peacocks, Oasis, «Бюстье» и др. Помимо этого, в комплексе созданы все условия для активного отдыха и развлечений. Около здания оборудованы две парковки на 1 000 автомобилей, въезды на которые расположены со стороны набережной Обводного канала.
По словам президента холдинга «Адамант» Игоря Лейтиса, объем инвестиций в проект составил $43 млн (30% – собственные средства, 70% – кредит Сбербанка сроком на семь лет), без учета затрат якорных арендаторов комплекса.
Концепция «Варшавского экспресса» создана итальянским архитектором Джованни Бартоли и доработана архитектурной мастерской Владимира Фрайфельда. Генеральным подрядчиком выступила дочерняя структура холдинга – компания «Адамант-Строй».
Реконструкция здания вокзала проводилась под бдительным контролем КГИОПа. Фасады, колонны, стеклянные атриумы – все восстановлено в первоначальном виде. Общая площадь комплекса после реконструкции составила 34 тыс. кв. м. Ровно половина из них отдана под развлекательные объекты.
Наследие братьев Люмьер
Одним из якорных арендаторов «Варшавского экспресса» стала московская сеть кинотеатров «Каро Фильм». На площади 4 200 кв. м разместился 9-зальный мультиплекс на 1 037 мест, в том числе VIP-зал, оборудованный 24 кожаными креслами, и премьерный зал на 400 мест. По словам генерального директора управляющей компании «Каро Фильм» Игоря Ильчука, кинотеатр в «Варшавском экспрессе» станет витриной сети в Северной столице. Именно здесь будут проходить самые громкие кинопремьеры.
В настоящее время в Петербурге действуют четыре кинотеатра сети, включающих 24 зала: двухзальный «Колизей» на Невском пр. (790 мест), шестизальный «Каро Фильм-Рамстор» на Коломяжском пр. (759), cемизальный «Каро Фильм-Континент» на пересечении ул. Маршала Казакова и пр. Стачек (1 197 мест) и мультиплекс в «Варшавском экспрессе».
По словам председателя совета директоров «Каро Фильм» Леонида Огородникова, до конца года в городе планируется открыть еще 2 кинотеатра сети – в составе торгово-развлекательных комплексов «Невский II» (6 залов) и «Родео Драйв» (7). Таким образом, в течение ближайшего года в Петербурге будет создана сеть, состоящая из 50 кинозалов «Каро». «Наш ближайший конкурент – «Кронверк Синема» – будет отставать на 17 залов», –
уверяет Леонид Огородников.
Напомним, что сеть кинотеатров «Каро Фильм» появилась в Москве в июле 1997 года. Сегодня она насчитывает 20 кинотеатров, включающих более 90 залов.
Утерянный горизонт
Другим якорным арендатором «Варшавского экспресса» стала компания Storm International. Московский оператор открыл в цокольном этаже комплекса казино «Шангри Ла» общей площадью 5 700 кв. м. В игорном центре 120 игровых автоматов и 23 стола (17 – в основном зале и 6 – в VIP-зале X.O.), 6 ресторанов (в том числе имеющие отдельный вход ресторан «Маркет» Аркадия Новикова и спорт-бар «84»), 9 баров, магазин эксклюзивных подарков, ночной клуб с концепцией, основанной на постоянно меняющемся интерьере, несколько гостиничных номеров, сауна и паровая баня, а также отдельная концертная площадка.
На сегодняшний день для работы в казино наняты более 600 человек, в ближайшей перспективе предполагается более 700 сотрудников.
Джерри Чиккарели, вице-президент по развитию Storm International, сообщил, что объем инвестиций в проект составил более $15 млн.
В бизнес-плане комплекса заложен существенно больший, чем у иных подобных проектов, период окупаемости – пять лет.
Развлечения плюс
Более 2 000 кв. м в «Варшавском экспрессе» занял семейный развлекательный центр Game Zona. Его оператором также является московская компания – ЗАО «Плэжа Машин». Центр разделен на три зоны: взрослую, детскую и семейную (автодром, 4D-кинотеатр и т. д.).
Сегодня в городе на Неве действует еще один центр Game Zona – в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон». На ближайшее время запланировано открытие еще одного, который разместится на площади 1 000 кв. м в составе другого действующего торгово-развлекательного объекта холдинга «Адамант» – «Континент».
Еще 2 200 кв. м в «Варшавском экспрессе» отведено под боулинг-клуб AMF. Это первый в России центр для боулинга, укомплектованный современным оборудованием класса «премиум» на 18 дорожек и снабженный новейшей версией программного обеспечения от мирового лидера индустрии американской компании QubicaAMF. Кроме того, в помещении боулинг-клуба установлены 13 столов для игры в бильярд. Боулинг-клуб AMF является первым объектом новой одноименной петербургской сети. По словам соучредителя компании Владимира Маркина, в ближайшее время подобный клуб откроется на территории торгового центра «Континент».
Территория развития
Открытие развлекательно-торгового комплекса «Варшавский экспресс» стало первым этапом проекта по развитию новой зоны деловой активности на набережной Обводного канала. Соответствующую концепцию утвердили еще три года назад. Однако холдингу «Адамант» пока не удавалось договориться о переезде руководства железной дороги. По словам Игоря Лейтиса, данный вопрос может решиться уже в ближайшее время. Холдинг готов предоставить железнодорожникам новые здания в других районах города.
На освободившейся территории в 13 га «Адамант» планирует построить около 80 тыс. кв. м коммерческих площадей, включающих в себя торговый центр, офисы и, возможно, гостиничный комплекс. Помимо этого, концепцией развития прилегающих к бывшему Варшавскому вокзалу территорий предусмотрено соединение Измайловского и Новоизмайловского проспектов, которые вместе образуют еще одну центральную магистраль, соединяющую исторический центр с более «молодыми» районами Петербурга. «Если этот проект будет реализован, через три года в районе начнется совсем другая жизнь», – заключил Игорь Лейтис.