В рамках X Петербургского международного экономического форума прошел круглый стол «Инвестиционные возможности Санкт-Петербурга». Городские чиновники и представители бизнеса поделились мнением об инвестиционном климате Северной столицы.
Инвестиционный приход
По словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, крупные инвесторы все активнее рассматривают город как площадку для размещения бизнеса. В частности, объем прямых иностранных инвестиций составил в прошлом году $1,4 млрд, что на 40% больше чем в 2004-м. В 2006 году данный показатель превысит $1,5 млрд. Наиболее охотно иностранцы вкладываются в промышленность – более 67% пришлось на обрабатывающие производства. Правда, общая структура вложений в основной капитал всех крупных и средних организаций городской экономики ($5,4 млрд) несколько иная. Впереди – операции с недвижимостью (29,5%), далее следуют транспорт и связь (24,9%), обрабатывающие производства – лишь на третьем месте (17,9%).
Повышение инвестиционной привлекательности, по словам Владимира Бланка, во многом обусловлено готовностью города вкладывать в инженерную инфраструктуру для развития промышленных территорий, строительства и реконструкции объектов городского хозяйства. В текущем году бюджет потратит на эти цели $1,3 млрд, в 2007-м обещано выделить уже более $1,5 млрд.
Налоговое гостеприимство
Дабы приветить инвесторов крупного и среднего формата Смольный готов идти на бюджетные потери от предоставления налоговых послаблений. В частности, с этого года вступили в силу поправки в закон «О налоговых льготах», согласно которым для компаний, вложивших в городскую экономику свыше 150 млн рублей за год, ставка налога на прибыль сроком на три года снижается на 2% (до 15,5%), свыше 300 млн рублей – на 4% (до 13,5%). Принятые в текущем году поправки в тот же закон вводят местные льготы для резидентов особых экономических зон (уменьшение до 12% единого социального налога и пр.).
Еще более значительные послабления обещаны самым крупным инвесторам. В городской парламент уже внесен пакет поправок, согласно которым промышленных инвесторов, вкладывающих в производство от 3 млрд рублей, на пять лет полностью освободят от налога на имущество и на 4% уменьшат налог на прибыль. Впрочем, планка в 3 млрд рублей – уже из ранга стратегических инвестиций, для которых действует дополнительный режим преференций. В частности, это целевое предоставление объектов недвижимости, а также возможность использования административного ресурса – стратегические проекты находятся под личным контролем губернатора и ведутся чиновниками в «ручном» режиме.
Стратегический подход
Об особом отношении петербургских властей к крупным инвесторам поведал управляющий директор компании General Motors по России и СНГ Уоррен Пол Браун (а 13 июня в Шушарах был заложен камень на месте стройки нового завода стоимостью $115 млн). Прежде чем остановить выбор на Северной столице, руководство концерна изучило около 11 площадок в различных субъектах РФ. На некоторые регионы господин Браун до сих пор обижен. Правда, на что конкретно – не пояснил. Зато подход петербургских властей охарактеризовал как «позитивный, деловой и нацеленный на конкретный результат».
Эксперты среди других особенностей инвестиционного климата Петербурга отмечают возможность предоставления налоговых льгот в заявительном порядке. А также свободу маневра власти между целевым и конкурсным выделением объектов под цели инвестирования. Напомним, что в прошлом месяце вступили в силу изменения в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости…», еще более расширяющие случаи внеконкурсного выделения объектов. Кроме того, введена возможность уменьшения размера отчислений инвесторов при «целевке». В том числе и для столь любимых Смольным стратегических инвесторов.
Как отмечает управляющий партнер консалтинговой компании DLA Piper Ольга Литвинова, данный статус начал наполняться правовым смыслом. Но необходимо его дальнейшее развитие. В частности, потребуется установить баланс между стратегическими инвесторами в промышленном секторе и непромышленном в части предоставления льгот (например, для крупных торговых операторов). Кроме того Ольга Литвинова полагает, что властям нужно активнее стимулировать интерес инвесторов к крупным инфраструктурным проектам. В частности, это можно сделать путем установления компенсаций для компаний, участвовавших, но не победивших в тендерах.
Курс на партнерство
Вице-губернатор Михаил Осеевский оценивает инвестиционный портфель Петербурга в $8,8 млрд. Он включает важнейшие для города проекты, реализация большинства из которых уже началась (жилой комплекс «Балтийская жемчужина», автозаводы «Нисан», «Тойота», «Дженерал Моторс», ЗСД и т. д.). Несколько инфраструктурных и транспортных проектов настолько «тяжелы», что их осуществление возможно лишь на основе государственно-частного партнерства.
Как известно, Петербург борется за их финансирование из средств Инвестиционного фонда РФ. И пока городские чиновники рассказывали бизнесменам, почему нужно вкладываться в городскую экономику, инвестиционная комиссия в рамках Петербургского экономического форума уже подвела первые итоги конкурса проектов.
Из четырех победителей два оказались петербургской принадлежности. Это скоростная дорога Санкт-Петербург–Москва стоимостью 54 млрд рублей (25,8 млрд – средства Инвестфонда) и Западный скоростной диаметр стоимостью 82,7 млрд рублей (28 млрд – из Инвестфонда). Смольный сумел продемонстрировать недюжинные пробивные качества и оказаться на высоте в деле притяжения в Северную столицу не только частных, но и государственных инвестиций.