Конечно, большинство граждан нельзя обвинить в абсолютном незнании. Слово «ипотека» давно не вызывает недоумения в обществе и даже успело не только стать модным, но и слегка поднадоесть обывателю. Негативную роль играет часто некорректное употребление новомодного слова в рекламных целях. «Разруху в головах» обеспечивают некоторые «специалисты», называющие ипотекой любые рассрочки платежей за приобретаемое жилье.

Однако терминологическая проблема – не главная. Обладая знаниями об ипотеке «в общем», большинство граждан заблуждаются относительно кредитования для себя лично. По статистике участников рынка, три четверти петербуржцев искренне считают, что не могут себе позволить приобретение жилья на заемные средства. Но, как показывает практика, примерно треть из них вполне соответствуют критериям банков для получения ипотечного кредита.

Сегодня просветительские задачи решаются публикациями в СМИ и бесплатными консультациями ипотечных брокеров. Понятно, что можно в этом направлении сделать больше и лучше. Например, обеспечить потенциальным и будущим заемщикам возможность очного общения с чиновниками и банкирами, брокерами и страховщиками. Какая форма наиболее предпочтительна и эффективна, рассуждают профессионалы рынка.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Игорь Кокарев,

заместитель председателя Жилищного комитета Администрации Санкт-Петербурга:

– Если говорить о системе ипотечного кредитования в целом, то реклама с помощью всех доступных средств просто необходима. Население должно осознать, что в ипотеке нет ничего страшного. Комплексную работу требуется проводить с риэлтерами и ипотечными брокерами. Люди еще недостаточно знакомы с технологиями покупки квартир в кредит, а также плохо информированы о субсидиарных формах поддержки государством льготных категорий граждан. Но власти работают над этой проблемой. Жилищный комитет сотрудничает с городским ипотечным агентством в части кредитных программ для льготников. Активизирована работа со средствами массовой информации. И ипотечные семинары – важная составляющая часть этой деятельности.

Владимир Джикович

президент Ассоциации банков Северо­-Запада:

– Петербуржцам необходимо хотя бы на элементарном уровне разбираться в вопросах использования заемных средств для покупки жилья. Для этого нужны публикации в прессе, причем не рекламного характера, а информационно­просветительского, специализированные выставки и ярмарки.

В городе стартует еще один просветительский проект – бесплатные семинары для граждан по ипотечному кредитованию. Уверен, что они будут пользоваться популярностью, так как ипотека вызывает повышенный интерес у горожан. Люди хотят получать ясную и качественную информацию, необходимую для принятия конкретного решения по жилищному вопросу. Именно в этом заключается главная цель проведения семинаров.

Владислав Назаров,

генеральный директор Санкт-Петербургского ипотечного агентства:

– Отсутствие централизованного источника достоверной и актуальной информации об ипотеке, несомненно, препятствует широкому развитию кредитования в Петербурге. Ипотечное агентство проводит информационную работу по двум направлениям – просветительскому и информационно­рекламному. К просветительскому относятся статьи, интервью публицистического характера в СМИ, тематические выступления на радио и телевидении. Стараемся подать материалы в доступной и интересной форме, с описаниями конкретных проблем и способов их решения. Семинары также являются эффективным способом работы с гражданами. Агентство в начале своей деятельности организовывало подобные мероприятия для сотрудников крупных предприятий и организаций. Сведения, полученные на семинарах, – доступные и более оперативные, к тому же распространяется информация без искажений.

Алексей Поляков,

генеральный директор Ленинградского областного жилищного агентства ипотечного кредитования:

– Люди порой не знают самых простых вещей: что такое ипотечные ставки, какими могут быть платежи по ипотеке. Некоторые считают, что если квартира в залоге, ее могут в любой момент отобрать. Поэтому разъяснительная работа среди граждан – главное для развития ипотеки в Ленинградской области.

Одной из активно используемых нашим агентством форм работы на местах стали различные семинары. Это тренинги для ипотечных брокеров, работающих на территории области. Также регулярно проводятся выездные семинары в муниципальных образованиях. Цель таких мероприятий – донести актуальную информацию до потенциальных заемщиков.

Просветительские семинары для граждан также необходимы, и специалисты агентства будут в них активно участвовать.

Игорь Келим,

генеральный директор Группы компаний «Бюллетень Недвижимости»:

– В ходе реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» возникает целый комплекс проблем. Поиску путей их решения был посвящен Петербургский ипотечный форум. Его участники признали, что просвещение граждан –
одно из главных направлений для достижения поставленной цели. Существует большая потребность в обеспечении населения полной, оперативной и достоверной информацией о механизмах и условиях приобретения жилья в кредит. Просветительскую функцию с успехом могут выполнять практические семинары для горожан. К участию в них будут привлечены высококлассные специалисты, способные помочь каждому найти оптимальный путь к новой квартире.

Возможности решения жилищной проблемы постоянно расширяются. И семинары помогут не только своевременно получать информацию, но и грамотно ею воспользоваться. Ведь главный критерий истины – практика.

Павел Созинов,

директор Экспертного совета по определению надежности предприятий строительного комплекса (ЭСОН):

– Следует учитывать, что информационная работа всегда является вторичной после создания достойного конкурентного продукта. На сегодняшний момент ипотечные программы не полностью устраивают значительную часть населения. В то же время – в связи с ростом цен на недвижимость и увеличением арендных ставок – ипотека, несмотря на все недостатки, становится действительно реальным способом приобретения жилья горожанами. Для того чтобы продемонстрировать гражданам суть и возможности ипотечного кредитования, необходимо задействовать максимальное количество информационных ресурсов. Важно применять уже опробованные формы взаимодействия с потребителем, такие как семинары. Они положительно зарекомендовали себя в качестве информационного ресурса в работе ЭСОН с дольщиками. Необходимо расширить список партнеров в проведении семинаров. Горожане должны иметь возможность получить весь спектр мнений ведущих участников рынка.

Анна Максимова,

руководитель Консультационного Центра по Долевому Строительству и Недвижимости (КЦДСиН):

– Проблема недостаточной информированности, несомненно, есть. Но главная сложность, на мой взгляд, не в количестве, а в качестве распространяемой информации. К нам в КЦДСиН обращаются люди, которые уже взяли один из предлагаемых на рынке кредитов, в результате чего получили массу проблем. Но надо признать, что я не сталкивалась ни с одним проблемным случаем, когда человек брал кредит в банке. В основном все трудности связаны с теми продуктами, которые позиционируются как ипотека, по сути ею не являясь. Граждане зачастую получают недостоверные сведения из рекламных источников, подписывают договоры, отражающие условия отличные от тех, что были им обещаны. Решение подобных проблем – обращение к грамотному специалисту.

РЕЗЮМЕ

Ипотека, как и любая новая услуга, нуждается в продвижении на рынке. Необходимы даже не столько пропаганда и агитация, сколько практическая помощь, разъяснение всех аспектов и ответы на конкретные вопросы. Российские граждане в принципе мало знакомы с возможностями финансового рынка. Но если игра на бирже – занятие не для каждого, то кредит на жилье может улучшить жизнь многих и многих семей.

Законы маркетинга опровергают тезис, что достойный продукт сам найдет дорогу к массам. Снижаются процентные ставки, смягчаются требования к заемщику. На данном этапе развития ипотека как финансовая услуга уже вполне доступна. Заемщиками становятся люди с доходом в $600. При этом большинство просто не знают, с чего начать, как действовать и на чем можно обжечься.

Важно не просто донести информацию, необходимо, чтобы она была полной, оперативной и достоверной.

В этом отношении стартующий проект семинаров для горожан появился в нужное время. Поскольку принцип представляют все, или почти все. А конкретика для многих остается за кадром. Задать вопрос и получить ответ – сразу, из уст отлично знакомых с реалиями практиков – возможность ранее редкая. Добро пожаловать!