В Агентстве Бизнес Новостей прошел круглый стол «Тенденции развития потребительского рынка Санкт-Петербурга. Магазины шаговой доступности». Представители Купеческого клуба Санкт-Петербурга, Общественного совета по малому предпринимательству при Губернаторе СПб, ряда других профобъединений оценили тенденции в данном секторе экономики как негативные. Крупные торговые сети заняли уже более 52% рынка мелкой розницы, и экспансия крупного ритейла продолжается.
Политика городских властей тому потворствует. Среди непопулярных мер – резкое повышение арендной платы за нежилые объекты и их принудительная продажа, ликвидация торговых павильонов на остановках и у метро, лоббирование интересов сетевиков при заключении договоров аренды участков. «Треть малого бизнеса мы уже потеряли. На 1 января текущего года насчитывалось 160,9 тыс. предпринимателей против 224,5 тыс. в прошлом году», – говорит председатель Совета Санкт-Петербургской ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
Губернаторскую идею создания в городе сети социальных магазинов шаговой доступности малый бизнес находит блестящей. Напомним, что в конце апреля на совещании по итогам работы городского пищепрома за год губернатор возмутилась тем фактом, что местным производителям со своими товарами не пробиться в крупные торговые сети. И дала поручение чиновникам разработать проект создания сети магазинов, которые станут торговать продуктами первой необходимости по сниженным ценам.
По мнению предпринимателей, данный проект также должен решить проблему предоставления альтернативных мест для ликвидированных павильонов мелкорозничной торговли. Общественный совет по малому предпринимательству при Губернаторе СПб уже подготовил предложения со своим видением реализации данного проекта. В частности, ему должен быть придан статус городской целевой программы, а земельные участки под такими магазинами должны выдаваться в аренду сроком не менее девяти лет.
В какой мере чаяния малого бизнеса будут услышаны в Смольном, судить рано. Как сообщили в КЭРППиТ, в настоящее время составляется адресный перечень нежилых помещений и участков под строительство. Сколько владельцев малого бизнеса смогут принять участие в программе, выяснится не раньше осени. С учетом того, что за время мелкорозничной «зачистки» было ликвидировано около 4 тыс. ларьков, места для всех обиженных предпринимателей в «губернаторской» сети магазинов может и не хватить.